Бронетехника Гражданской войны: собственные разработки Белой гвардии
2020-02-25 10:38:43
С 1917 по 1923 год в России бушевала Гражданская война. Многие слышали о героических бронеавтомобилях частей РККА, принимавших участие в боевых действиях против войск Белого движения, — «Остине-Путиловце», «Остине-Кегрессе», «Гарфорде-Путилове». Но мало кто задумывается о том, что Белое движение тоже активно применяло бронетехнику — как трофейную или доставшуюся от царской армии по наследству, так и собственной разработки…
В Русской армии было не так уж много бронеавтомобилей. Большая их часть строилась по одному принципу: за границей заказывали шасси (чаще всего — Renault, Fiat или Austin), после чего на него устанавливали бронекузов собственного производства. Так и появлялись странные гибриды с удивительными названиями вроде «Остин-Путиловец» или «Фиат-Ижора». Существовал и ряд полностью отечественных разработок вроде «Руссо-Балта» конструкции Братолюбова-Некрасова, но количество выпущенных машин такого типа обычно не превышало десятка. А вот танков Российская империя не использовала вообще. Было реализовано два опытных проекта («Вездеход» Пороховщикова и «Царь-танк» Лебеденко), но до серии дело не дошло, а потом грянула революция, и танковое производство отодвинулось на второй план.
Вот здесь-то, уже в 1917-м, произошло интересное «разделение» бронетехники между РККА и частями Белого движения. Дело в том, что большая часть броневиков царской армии досталась по наследству именно красным — ввиду того, что базировались они в основном в Москве и Петрограде. Зато у белых, в отличие от РККА, были полноценные танки, переданные им европейскими союзниками, — Антанта не признавала большевиков и считала Белое движение единственно легитимной властью в России. Конечно, Гражданская война не стала сражением «танки против бронеавтомобилей», но определенный перевес подобного плана существовал. Так на чем же воевали белые?
Обломки прошлого
Безусловно, Белому движению достался и ряд серийных бронеавтомобилей, использовавшихся Русской императорской армией. В различных частях применялись пулемётные машины «Армстронг-Уитворт», «Джеффери-Поплавко», «Мгебров-Рено», «Остин», «Остин-Путиловец», «Рено», «Руссо-Балт тип С», «Фиат-Ижора», зенитный «Пирлесс», а также пушечные «Гарфорд-Путилов» и «Ланчестер». Некоторые из перечисленных были отбиты в боях у частей РККА. Суммарное количество дореволюционных броневиков в белых частях не превышало 30−40 экземпляров, что, конечно, было каплей в море по сравнению с как минимум парой сотен доставшихся РККА. Кроме того, устаревшие технические параметры, проходимость, скорость и вооружённость машин не позволяла говорить о них как о серьёзной военной силе.
Белые британцы
До 1919 года никаких танков не было ни у одной из сторон. Но закончилась Первая мировая война, и британское правительство обратило внимание на трагические события, происходившие в России. В результате весной 1919 года в Батум прибыли двенадцать танков, призванных поддержать Белую гвардию: шесть Mark V и шесть Medium Mark A Whippet. Была образована «Школа английских танков» — там под началом англичан готовились первые русские танкисты.
Бронедрезина «Бенц». Самым необычным бронеавтомобилем Белого движения была бронедрезина «Бенц» (1912), созданная в 1912 году по заказу Амурской железной дороги для обороны от китайских налётчиков. Бронедрезина была оборудована 4,5-мм бронёй и пулемётом «Максим», но к 1918 году применялась в качестве огневой точки на передвижной платформе.
Вообще в 1919—1920 годах англичане невероятно активно снабжали танками все части Белого движения — и Вооруженные силы Юга России (ВСЮР) под командованием Деникина, и оставшуюся после их разгрома Русскую армию Врангеля, и Северную армию. Лишь Колчак на востоке остался без британской поддержки — это было связано с чрезвычайными логистическими трудностями при доставке бронетехники в глубь страны.
1-й танковый дивизион ВСЮР был организован 27 апреля 1919 года в Екатеринодаре (ныне Краснодар). Дивизион насчитывал шестнадцать английских танков — четыре отряда по четыре машины. Половина — могучие Mark V с тяжелым пушечным вооружением, вторая половина — легкие пулеметные Mk A Whippet. Танки оказались мощным подспорьем. Наиболее известной операцией с их участием стал штурм Царицына в конце июня 1919 года — именно танки и бронепоезда сыграли наиболее значительную роль в разгроме красных и итоговом взятии города. В определенной мере танки имели больше психологическое, нежели огневое значение, но последнее тоже не стоит недооценивать. К слову, в том бою принимало участие не шестнадцать, а семнадцать танков: к 1-му танковому дивизиону ВСЮР присоединился еще один Mk A Whippet с британским экипажем под командованием капитана Кокса.
Суммарное количество танков в распоряжении ВСЮР к концу года достигло 74 единиц. Практически все современники утверждали, что войска РККА при виде танков старались отступить и не принимать бой, что, впрочем, было совершенно верной тактикой. Танки не могли воевать на передовой и достигали максимума эффективности при прорыве линии обороны предварительной пехотной атакой, что случалось в данном случае довольно редко.
После разгрома ВСЮР в Русской армии Врангеля осталось всего 20 британских танков, плюс два французских Renault FT образца 1917 года. Небольшое количество танков британцы поставили также Северной армии (четыре машины) и Северо-Западной армии (шесть). Восточной армии Колчака пытались переправить десять Renault FT, но они были успешно перехвачены красными. Серьезного влияния на ход войны все эти машины не оказали.
Интересно, что целый ряд «белых британцев» дошли до наших дней в очень хорошем состоянии. Это связано с тем, что впоследствии они достались РККА и служили вплоть до 1938 года, когда по личному указанию Ворошилова были установлены в ряде городов в качестве танков-памятников. Хорошо известны Mark V в Харькове, Луганске, Архангельске.
Если же подводить итог танковым успехам Белой гвардии, можно сказать, что, будь британцы чуть активнее в своей «гуманитарной помощи», ход Гражданской войны действительно мог бы измениться — вместе со всей последующей историей. На деле же танков было слишком мало, а необходимость в них имелась весьма значительная. И поэтому в войсках Белого движения появлялись оригинальные эрзац-машины.
Трактора — в бой!
Эрцаз-танки на базе тракторов — это обязательный элемент практически любой гражданской войны, даже вполне современной. Поскольку первые танки появились у белых лишь в 1919 году, а большая часть царских бронеавтомобилей досталась РККА, заводы, располагавшиеся на подконтрольных белым территориях, занимались доработкой тракторов до боевого состояния. Ввиду полного отсутствия опыта подобных работ получалось весьма посредственно, но ряд интересных конструкций все же стоит упомянуть.
Один из наиболее известных эрзац-танков Белого движения — это «Полковник Безмолитвенный» на базе британского трактора Clayton & Shuttleworth 1916 года. Шасси было далеко не лучшим — просто единственным, которое попалось под руку работавшим в мастерских Донской армии инженерам и рабочим. На шасси был поставлен массивный бронированный кузов, напоминавший железнодорожный вагон. Внутри находилось несколько отделений — моторное, отделение управления и боевое (в кормовой части); вооружение составляли 76,2-мм пушка и шесть пулеметов «Максим», а экипаж состоял из 11 (!) человек.
Все бронеавтомобили Белого движения можно разделить на три категории: эрзац-броневики на базе тракторов, серийные броневики на автомобильном шасси и машины, доставшиеся в качестве трофеев или «наследства» царской армии. Правда, пример серийного броневика собственной разработки есть только один — «Фиат-Омский». На фото — броневик «Полковник Безмолитвенный» (не путать с одноименным бронетрактором) отбит Донской армией у красных в 1918 году. Машина построена фирмой Heinrich Ehrhardt Automobilwerke на базе военного грузовика модели E-V/4.
Недостатков у машины оказалось множество. Поворот базового трактора осуществлялся с помощью вынесенного вперед, за гусеницы, колеса — оно оказалось вне бронированного корпуса «Полковника Безмолитвенного» и потому подвергалось особой опасности в бою. Но что самое главное, бронетрактор получился чудовищно тяжелым — серийный тракторный двигатель его практически не тянул. В итоге было принято решение не отправлять машину на фронт, где от нее не было бы никакого проку. «Полковник» использовался для обучения экипажей бронеавтомобилей, а затем, годом спустя, был разобран.
Собственно, шасси британских тракторов в частях ВСЮР взялись из того же источника, откуда позже и танки. Англичане поставляли шасси Bullock-Lombard, Holt, Clayton; использовались они чаще в качестве артиллерийских тягачей, но три трактора Bullock-Lombard превратились под руками умельцев в эрзац-танки. Два таких броневика были изготовлены в Новороссийске на заводе «Судосталь». В отличие от Clayton, шасси Bullock-Lombard имело два ведущих колеса и управлялось значительно лучше. Внешне бронекорпус имел классическую компоновку дореволюционных бронемашин, включая башню с пулеметом «Максим» (всего пулеметов на каждый трактор приходилось по пять штук). Толщина брони составляла около 10 мм. Два новороссийских бронетрактора получили названия «Генерал Улагай» и «Доблестный лабинец», поступили в 3-й бронеотряд 2-го бронедивизиона Кавказской Добровольческой армии и вполне успешно сражались на протяжении 1919 года, несмотря на низкую (5−8 км/ч) скорость.
Bullock-Lombard, бронированный в 1919 году на новороссийском заводе «Судосталь». Машина разгонялась максимум до 8 км/ч, но воевала вполне успешно.
Третий Bullock-Lombard был переделан на Ревельском заводе и получил имя «Астраханец». По компоновке он отличался от собратьев двумя пулеметными башнями. Машину передали 3-й Донской армии, однако буквально через несколько дней вернули назад, поскольку двигатель просто не тянул, вода в радиаторе мгновенно вскипала, башни заедало, и вообще «Астраханец», судя по всему, не проехал на испытаниях даже сотни метров. С завода бронетрактор так и не вернулся. Впоследствии все три машины достались в качестве трофеев РККА. Первые два были перевооружены и отправлены на фронт, а последний признан негодным и разобран.
На таганрогском заводе было сделано еще несколько интересных машин — САУ на шасси Clayton и Bullock-Lombard. На трактора устанавливались 120-мм орудия (пушки Канэ) и бронещиты — было изготовлено как минимум две такие машины, хотя точное количество остается неизвестным. САУ воевали на Кавказском фронте и весной 1920 года были захвачены РККА, некоторое время принимали участие в боях, после чего, видимо, были разоружены.
Единственный серийный
Дореволюционные броневики были сильно изношены и технически несовершенны — особенно плоха была их проходимость по бездорожью. Кустарных эрзац-броневиков было несколько десятков (мы описали лишь самые характерные), и их катастрофически не хватало. Требовалось наладить хоть какое-то серийное производство — и это получилось у частей обделенной танками армии Колчака. В 1918 году Колчак получил из США пятнадцать шасси «Фиат» (изготовленных американским заводом компании). Машины были бронированы частично в Омске и частично во Владивостоке; существовало два типа бронирования. Первый вариант, «короткий», имел экипаж в три человека и единственный пулемет «Максим», установленный в башне. Второй, «длинный», был более громоздким, два пулемета располагались по бокам, в спонсонах бронерубки. Родной двигатель «Фиат» мощностью 72 л.с. мог разогнать машину до 70 км/ч при наличии дорожного покрытия, то есть бронеавтомобиль был достаточно скоростным и маневренным.
«Фиат-Омский» («длинный» двухбашенный вариант) неподалёку от штаб-квартиры генерала Розанова во Владивостоке, около 1919 года.
Правда, в отличие от танков, «Фиаты-Омские» (история запомнила эти машины под таким наименованием) воевали довольно бессистемно. Из них не составляли звеньев или отделений — все пятнадцать машин распределили между разными частями Белого движения, и в разное время они так или иначе попали в руки красноармейцев. Конструкция «Фиата-Омского» была неплоха, и в другое время он, возможно, смог бы оказать влияние на ход боевых действий. Но и машин, и времени было слишком мало — война вошла в вялотекущую стадию, броневики были уничтожены или захвачены, а Верховный правитель России адмирал Колчак расстрелян в Иркутске 7 февраля 1920 года.
Белое движение внесло не слишком большой вклад в историю развития бронетехники, но все же отрицать этот вклад совсем невозможно. И эрзац-танки на основе тракторов, и «Фиат-Омский» оставили свой след на страницах истории. Жалко, что от них не сохранилось даже толковых чертежей — лишь посредственного качества фотографии и отрывочные сведения, по которым сложно составить полноценную картину. В этом плане у военных историков еще огромный фронт работ.
В Русской армии было не так уж много бронеавтомобилей. Большая их часть строилась по одному принципу: за границей заказывали шасси (чаще всего — Renault, Fiat или Austin), после чего на него устанавливали бронекузов собственного производства. Так и появлялись странные гибриды с удивительными названиями вроде «Остин-Путиловец» или «Фиат-Ижора». Существовал и ряд полностью отечественных разработок вроде «Руссо-Балта» конструкции Братолюбова-Некрасова, но количество выпущенных машин такого типа обычно не превышало десятка. А вот танков Российская империя не использовала вообще. Было реализовано два опытных проекта («Вездеход» Пороховщикова и «Царь-танк» Лебеденко), но до серии дело не дошло, а потом грянула революция, и танковое производство отодвинулось на второй план.
Вот здесь-то, уже в 1917-м, произошло интересное «разделение» бронетехники между РККА и частями Белого движения. Дело в том, что большая часть броневиков царской армии досталась по наследству именно красным — ввиду того, что базировались они в основном в Москве и Петрограде. Зато у белых, в отличие от РККА, были полноценные танки, переданные им европейскими союзниками, — Антанта не признавала большевиков и считала Белое движение единственно легитимной властью в России. Конечно, Гражданская война не стала сражением «танки против бронеавтомобилей», но определенный перевес подобного плана существовал. Так на чем же воевали белые?
Обломки прошлого
Безусловно, Белому движению достался и ряд серийных бронеавтомобилей, использовавшихся Русской императорской армией. В различных частях применялись пулемётные машины «Армстронг-Уитворт», «Джеффери-Поплавко», «Мгебров-Рено», «Остин», «Остин-Путиловец», «Рено», «Руссо-Балт тип С», «Фиат-Ижора», зенитный «Пирлесс», а также пушечные «Гарфорд-Путилов» и «Ланчестер». Некоторые из перечисленных были отбиты в боях у частей РККА. Суммарное количество дореволюционных броневиков в белых частях не превышало 30−40 экземпляров, что, конечно, было каплей в море по сравнению с как минимум парой сотен доставшихся РККА. Кроме того, устаревшие технические параметры, проходимость, скорость и вооружённость машин не позволяла говорить о них как о серьёзной военной силе.
Белые британцы
До 1919 года никаких танков не было ни у одной из сторон. Но закончилась Первая мировая война, и британское правительство обратило внимание на трагические события, происходившие в России. В результате весной 1919 года в Батум прибыли двенадцать танков, призванных поддержать Белую гвардию: шесть Mark V и шесть Medium Mark A Whippet. Была образована «Школа английских танков» — там под началом англичан готовились первые русские танкисты.
Бронедрезина «Бенц». Самым необычным бронеавтомобилем Белого движения была бронедрезина «Бенц» (1912), созданная в 1912 году по заказу Амурской железной дороги для обороны от китайских налётчиков. Бронедрезина была оборудована 4,5-мм бронёй и пулемётом «Максим», но к 1918 году применялась в качестве огневой точки на передвижной платформе.
Вообще в 1919—1920 годах англичане невероятно активно снабжали танками все части Белого движения — и Вооруженные силы Юга России (ВСЮР) под командованием Деникина, и оставшуюся после их разгрома Русскую армию Врангеля, и Северную армию. Лишь Колчак на востоке остался без британской поддержки — это было связано с чрезвычайными логистическими трудностями при доставке бронетехники в глубь страны.
1-й танковый дивизион ВСЮР был организован 27 апреля 1919 года в Екатеринодаре (ныне Краснодар). Дивизион насчитывал шестнадцать английских танков — четыре отряда по четыре машины. Половина — могучие Mark V с тяжелым пушечным вооружением, вторая половина — легкие пулеметные Mk A Whippet. Танки оказались мощным подспорьем. Наиболее известной операцией с их участием стал штурм Царицына в конце июня 1919 года — именно танки и бронепоезда сыграли наиболее значительную роль в разгроме красных и итоговом взятии города. В определенной мере танки имели больше психологическое, нежели огневое значение, но последнее тоже не стоит недооценивать. К слову, в том бою принимало участие не шестнадцать, а семнадцать танков: к 1-му танковому дивизиону ВСЮР присоединился еще один Mk A Whippet с британским экипажем под командованием капитана Кокса.
Суммарное количество танков в распоряжении ВСЮР к концу года достигло 74 единиц. Практически все современники утверждали, что войска РККА при виде танков старались отступить и не принимать бой, что, впрочем, было совершенно верной тактикой. Танки не могли воевать на передовой и достигали максимума эффективности при прорыве линии обороны предварительной пехотной атакой, что случалось в данном случае довольно редко.
После разгрома ВСЮР в Русской армии Врангеля осталось всего 20 британских танков, плюс два французских Renault FT образца 1917 года. Небольшое количество танков британцы поставили также Северной армии (четыре машины) и Северо-Западной армии (шесть). Восточной армии Колчака пытались переправить десять Renault FT, но они были успешно перехвачены красными. Серьезного влияния на ход войны все эти машины не оказали.
Интересно, что целый ряд «белых британцев» дошли до наших дней в очень хорошем состоянии. Это связано с тем, что впоследствии они достались РККА и служили вплоть до 1938 года, когда по личному указанию Ворошилова были установлены в ряде городов в качестве танков-памятников. Хорошо известны Mark V в Харькове, Луганске, Архангельске.
Если же подводить итог танковым успехам Белой гвардии, можно сказать, что, будь британцы чуть активнее в своей «гуманитарной помощи», ход Гражданской войны действительно мог бы измениться — вместе со всей последующей историей. На деле же танков было слишком мало, а необходимость в них имелась весьма значительная. И поэтому в войсках Белого движения появлялись оригинальные эрзац-машины.
Трактора — в бой!
Эрцаз-танки на базе тракторов — это обязательный элемент практически любой гражданской войны, даже вполне современной. Поскольку первые танки появились у белых лишь в 1919 году, а большая часть царских бронеавтомобилей досталась РККА, заводы, располагавшиеся на подконтрольных белым территориях, занимались доработкой тракторов до боевого состояния. Ввиду полного отсутствия опыта подобных работ получалось весьма посредственно, но ряд интересных конструкций все же стоит упомянуть.
Один из наиболее известных эрзац-танков Белого движения — это «Полковник Безмолитвенный» на базе британского трактора Clayton & Shuttleworth 1916 года. Шасси было далеко не лучшим — просто единственным, которое попалось под руку работавшим в мастерских Донской армии инженерам и рабочим. На шасси был поставлен массивный бронированный кузов, напоминавший железнодорожный вагон. Внутри находилось несколько отделений — моторное, отделение управления и боевое (в кормовой части); вооружение составляли 76,2-мм пушка и шесть пулеметов «Максим», а экипаж состоял из 11 (!) человек.
Все бронеавтомобили Белого движения можно разделить на три категории: эрзац-броневики на базе тракторов, серийные броневики на автомобильном шасси и машины, доставшиеся в качестве трофеев или «наследства» царской армии. Правда, пример серийного броневика собственной разработки есть только один — «Фиат-Омский». На фото — броневик «Полковник Безмолитвенный» (не путать с одноименным бронетрактором) отбит Донской армией у красных в 1918 году. Машина построена фирмой Heinrich Ehrhardt Automobilwerke на базе военного грузовика модели E-V/4.
Недостатков у машины оказалось множество. Поворот базового трактора осуществлялся с помощью вынесенного вперед, за гусеницы, колеса — оно оказалось вне бронированного корпуса «Полковника Безмолитвенного» и потому подвергалось особой опасности в бою. Но что самое главное, бронетрактор получился чудовищно тяжелым — серийный тракторный двигатель его практически не тянул. В итоге было принято решение не отправлять машину на фронт, где от нее не было бы никакого проку. «Полковник» использовался для обучения экипажей бронеавтомобилей, а затем, годом спустя, был разобран.
Собственно, шасси британских тракторов в частях ВСЮР взялись из того же источника, откуда позже и танки. Англичане поставляли шасси Bullock-Lombard, Holt, Clayton; использовались они чаще в качестве артиллерийских тягачей, но три трактора Bullock-Lombard превратились под руками умельцев в эрзац-танки. Два таких броневика были изготовлены в Новороссийске на заводе «Судосталь». В отличие от Clayton, шасси Bullock-Lombard имело два ведущих колеса и управлялось значительно лучше. Внешне бронекорпус имел классическую компоновку дореволюционных бронемашин, включая башню с пулеметом «Максим» (всего пулеметов на каждый трактор приходилось по пять штук). Толщина брони составляла около 10 мм. Два новороссийских бронетрактора получили названия «Генерал Улагай» и «Доблестный лабинец», поступили в 3-й бронеотряд 2-го бронедивизиона Кавказской Добровольческой армии и вполне успешно сражались на протяжении 1919 года, несмотря на низкую (5−8 км/ч) скорость.
Bullock-Lombard, бронированный в 1919 году на новороссийском заводе «Судосталь». Машина разгонялась максимум до 8 км/ч, но воевала вполне успешно.
Третий Bullock-Lombard был переделан на Ревельском заводе и получил имя «Астраханец». По компоновке он отличался от собратьев двумя пулеметными башнями. Машину передали 3-й Донской армии, однако буквально через несколько дней вернули назад, поскольку двигатель просто не тянул, вода в радиаторе мгновенно вскипала, башни заедало, и вообще «Астраханец», судя по всему, не проехал на испытаниях даже сотни метров. С завода бронетрактор так и не вернулся. Впоследствии все три машины достались в качестве трофеев РККА. Первые два были перевооружены и отправлены на фронт, а последний признан негодным и разобран.
На таганрогском заводе было сделано еще несколько интересных машин — САУ на шасси Clayton и Bullock-Lombard. На трактора устанавливались 120-мм орудия (пушки Канэ) и бронещиты — было изготовлено как минимум две такие машины, хотя точное количество остается неизвестным. САУ воевали на Кавказском фронте и весной 1920 года были захвачены РККА, некоторое время принимали участие в боях, после чего, видимо, были разоружены.
Единственный серийный
Дореволюционные броневики были сильно изношены и технически несовершенны — особенно плоха была их проходимость по бездорожью. Кустарных эрзац-броневиков было несколько десятков (мы описали лишь самые характерные), и их катастрофически не хватало. Требовалось наладить хоть какое-то серийное производство — и это получилось у частей обделенной танками армии Колчака. В 1918 году Колчак получил из США пятнадцать шасси «Фиат» (изготовленных американским заводом компании). Машины были бронированы частично в Омске и частично во Владивостоке; существовало два типа бронирования. Первый вариант, «короткий», имел экипаж в три человека и единственный пулемет «Максим», установленный в башне. Второй, «длинный», был более громоздким, два пулемета располагались по бокам, в спонсонах бронерубки. Родной двигатель «Фиат» мощностью 72 л.с. мог разогнать машину до 70 км/ч при наличии дорожного покрытия, то есть бронеавтомобиль был достаточно скоростным и маневренным.
«Фиат-Омский» («длинный» двухбашенный вариант) неподалёку от штаб-квартиры генерала Розанова во Владивостоке, около 1919 года.
Правда, в отличие от танков, «Фиаты-Омские» (история запомнила эти машины под таким наименованием) воевали довольно бессистемно. Из них не составляли звеньев или отделений — все пятнадцать машин распределили между разными частями Белого движения, и в разное время они так или иначе попали в руки красноармейцев. Конструкция «Фиата-Омского» была неплоха, и в другое время он, возможно, смог бы оказать влияние на ход боевых действий. Но и машин, и времени было слишком мало — война вошла в вялотекущую стадию, броневики были уничтожены или захвачены, а Верховный правитель России адмирал Колчак расстрелян в Иркутске 7 февраля 1920 года.
Белое движение внесло не слишком большой вклад в историю развития бронетехники, но все же отрицать этот вклад совсем невозможно. И эрзац-танки на основе тракторов, и «Фиат-Омский» оставили свой след на страницах истории. Жалко, что от них не сохранилось даже толковых чертежей — лишь посредственного качества фотографии и отрывочные сведения, по которым сложно составить полноценную картину. В этом плане у военных историков еще огромный фронт работ.
военное оружие танки