Пропавшее золото "Тубантии"
2021-04-14 09:50:29
Много я читал про эти времена и корабли той эпохи. Да и с вами мы обсуждали не мало, вот вспоминайте про Гибель «Лузитании» или например про «Мавританию» и паротурбинные скороходы. А вот старший брат «Титаника» с кем его постоянно путали и даже есть версия, что погиб он, а не «Титаник»
Но вот недавно я прочитал еще одну увлекательную историю, где пароход был одним из главных действующих героев.
В ночь с 6 на 7 марта 1916 года двухтрубный голландский пароход «Тубантия» покинул Амстердам и взял курс на Буэнос-Айрес. В Европе полыхала Первая мировая война, но пассажиры «Тубантии» чувствовали себя достаточно комфортно под трепещущим на морском ветру флагом нейтральной Голландии. Никто не знал, что на судне спрятан секретный груз золота…
А вот что было потом …
К часу ночи под вздохи паровых машин все судно кроме стоящих на вахте моряков погрузилось в глубокий сон. Ничто не предвещало приближающейся опасности. Беда же двигалась в это время под водой поперечным курсом, всего один раз мелькнув на поверхности черной трубкой перископа. В два часа ночи вахтенный матрос, лениво оглядывавший горизонт мгновенно протер глаза и весь подобрался. Наперерез пароходу, нарушая все представления о нейтралитете, оставляя за собой характерный зеленоватый след, стремительно двигалось длинное, черное, хищное тело торпеды. Вахтенный даже не успел сказать «мама» как через секунду раздался мощный взрыв.
Как это не удивительно, но, к счастью, никто из пассажиров и команды не пострадал. Правда, лайнер получил достаточно серьезные повреждения, и о продолжении рейса не могло быть и речи. В течение двух часов, пока несчастный пароход не пошел ко дну, 280 пассажиров и 80 человек команды спокойно, без паники и излишней суеты, проклиная только нерадивых вояк, рассаживались по спасательным шлюпкам, предварительно загрузив туда запас воды, продукты и все ценные вещи. О спасении груза речи не было, так как, во-первых, он был застрахован, а во-вторых, не представлял собой ничего интересного: какой-то текстиль, посуда и триста кругов превосходного, но слишком тяжелого голландского сыра. Любителей сыра среди пассажиров не нашлось, и он так и остался лежать на своем месте, в четвертом трюме.
Расстояние до материка составляло примерно 60 километров, да и погода позволяла совершить морскую прогулку на веслах. Так что к утру, морские путешественники в полном составе высадились на гостеприимный берег Голландии, откуда только сутки назад так безбоязненно отчалили.
В тот же день, 7 марта во всей европейской прессе поднялся страшный шум. Газеты стран Антанты в один голос обвиняли Германию в нарушении нейтралитета и разбойном нападении на мирное судно. Германские газеты некоторое время смущенно отмалчивались, а затем объявили, что Германия тут совершенно ни при чем, а торпеда и вовсе английская. Страховые компании начали следствие. В одной из шлюпок до эвакуации висевшей на атакованном борту парохода обнаружились осколки взорвавшейся торпеды. Они помогли выяснить, что оружие явно германского изготовления. Но немцы продолжали утверждать, что все равно пароход они не атаковали, и, скорее всего, он сам наткнулся на потерянную с какой-нибудь подлодки торпеду. Эту версию разрушил матрос, стоявший в ту ночь на вахте и четко видевший след атакующей торпеды.
Ни много, ни мало, через 6 лет в 1922 году склока закончилась, Германия смирилась и выплатила страховым фирмам компенсацию за потерянный пароход и груз в размере порядка 800 тысяч футов стерлингов.
Загадочная экспедиция
Как раз с того момента как страховщики получили свои деньги, и началось самое интересное. Груз «Тубантии», как мы уже говорили, и в 1916 году не представлял собой особой ценности, а 6 лет пребывания в морской воде ему явно не пошли на пользу. Однако уже через месяц после того как судно фактически стало ничьим, у места гибели парохода появилась отлично экипированная поисково-спасательная экспедиция, состоящая из трех французов и одного англичанина. Французы были братьями, их звали Анри, Франсуа и Адольф, англичанин носил фамилию Зиппе, а их небольшое, но быстроходное суденышко называлось «Темпет».
С мая по ноябрь 1922 года участники экспедиции суетились вокруг лежавшего на 35 метровой глубине корпуса «Тубантии», пока осенние шторма не заставили их свернуть подводные работы. Но уже в апреле следующего года экспедиция вернулась в том же составе и возобновила свои загадочные манипуляции. Буквально через неделю у поисковиков появились соперники.
Еще одно небольшое судно под названием «Семпер Паратус» встало на якорь практически вплотную к «Темпету», и на этом участке моря стало просто тесно от водолазов, рвущихся непонятно зачем к затонувшему 7 лет назад пароходу.
Вновь прибывшие вели себя, прямо скажем не по-джентльменски.
Двое авантюристов, некий князь Шарль и лейтенант Джеймс Ланди, предприняли самую нахальную в истории спасательных работ попытку завладеть затонувшим кораблем. Их судно бросило якорь поблизости от «Темпета», и команда приступила к операции по очистке от «посторонних» всего района. Между поставленными французами буями носились взад и вперед быстроходные катера. Волоча за собой «кошки», они зацепляли лини, которыми крепились буи, и стаскивали последние со своих мест. В это время на дне работали водолазы с французского судна и жизнь их неоднократно подвергалась опасности. В довершение ко всему пришельцы послали под воду собственных водолазов прямо по сигнальным концам, опущенным с «Темпета». Те прямиком устремились к столь заманчивому трюму No 4. Этого французы стерпеть уже не могли, «Темпет» снялся с якоря, а его владельцы подали жалобу в Адмиралтейский суд. Суд встал на сторону французов, и «Семпер Паратус» исчез, чтобы уже никогда более не возвращаться. К несчастью, Зиппе и его компания истратили весь свой капитал, составлявший, если быть точным, 40 тыс. фт. ст. Им также пришлось убраться несолоно хлебавши. Никем не тревожимая «Тубантия» еще долгих восемь лет спокойно ржавела на дне, а три сотни голландских сыров в ее трюме с каждым годом, надо полагать, все больше падали в цене.
Так что же вызвало такую нездоровую суету? Судя по грузовой декларации на борту «Тубантии» не было ничего ценного, а все личные дорогие вещи пассажиры забрали с собой. Может, водолазы пытались подготовить пароход к подъему? Нет, все работы, сводившиеся собственно к вскрытию переборок, проводились только в районе четвертого трюма, где как мы помним, хранилось триста кругов настоящего голландского сыра. Но каким надо быть любителем пролежавшего 7 лет на морском дне сыра, чтобы потратить все свои деньги на его поиски? Кстати, именно это и произошло с предприимчивыми хозяевами «Темпета». Через два года упорного труда кредит был исчерпан, и ловцы глубоководного сыра свернули свою деятельность и покинули ставшие уже родными останки «Тубантии».
Никем не тревожимая «Тубантия» еще долгих восемь лет спокойно ржавела на дне, а три сотни голландских сыров в ее трюме с каждым годом, надо полагать, все больше падали в цене. Но в 1931 г. опять произошло нечто странное.
Бесхозное золото
К месту гибели злополучного парохода вновь отправилась очередная экспедиция. На этот раз это были англичане, их судно называлось «Риклеймер». Обнаружив уже основательно проржавевший корпус «Тубантии» британские водолазы сразу же проявили свою любовь к голландскому сыру, и деловито начали прорубаться в сторону загадочного четвертого трюма.
Но эта команда проработала недолго — всего один сезон. Через несколько месяцев все работы закончились, и с борта «Риклеймера» открытым текстом по радио ушло сообщение: «Никакого золота на «Тубантии» не обнаружено». Эта информация явно предназначалась для неизвестного спонсора экспедиции, но стала достоянием многих. Поползли слухи. О каком золоте идет речь? На пароходе изначально не присутствовало никакого золота, а если бы и имелось, его бы вывезли еще в момент эвакуации с тонущего корабля, времени на это было предостаточно.
Постепенно тайна начала проясняться. «Тубантия» действительно везла золото, но ни команда, ни пассажиры, ни даже сам капитан про этот ценный груз не имели никакого понятия. Драгоценные слитки ехали контрабандой, и были умело запрятаны в голландский сыр. Триста кругов сыра — триста слитков золота на общую сумму порядка двух миллионов фунтов стерлингов. Сумма по тем временам достаточно серьезная. Видимо про контрабанду знал очень узкий круг лиц, что и объясняет малое количество экспедиций.
Из всех этих событий вытекает немало вопросов. Повезло ли предприимчивым французам, и они свернули работы, после того как обнаружили и подняли со дна три сотни кругов бесценного сыра? Или у охотников за сокровищами действительно кончились деньги, и они вынуждены были уйти ни с чем. А может, загадочные слитки до сих пор покоятся на морском дне?
Пессимисты рассуждали логично: «Тубантия» тонула почти два часа, вся команда и пассажиры успели спастись на шлюпках — отчего же они не могли заодно погрузить и золото? Оптимисты возражали: но ведь гибнущее судно покинули в общей сложности 360 человек, так что погрузка золота не могла пройти незамеченной, а, между тем, ни один из свидетелей и участников трагедии ни словом о ней не упоминал. Как полагают отдельные эксперты, золото и сейчас покоится среди обломков несчастного корабля. Команда и тем более пассажиры попросту не знали о его наличии на борту.
Другой вопрос, кому принадлежало это золото? Никто так и не признался и не предъявил права на сокровища. По этому вопросу имеется одно предположение. Дело в том, что для частного лица перевозка такого количества драгоценного металла являлась слишком серьезной и рискованной авантюрой, к тому же она была слишком хорошо организована. Скорее всего, золото принадлежало государству. А какое государство во время войны могло контрабандой перевозить ценности в Южную Америку? Из всех предположений вытекает, что это может быть только Германия.
Так что же произошло в ночь с 6 на 7 марта 1916 года? Голландское судно контрабандой везло немецкое золото в Буэнос-Айрес. Скорее всего, для оплаты услуг влиятельных друзей, пытавшихся удержать Соединенные Штаты от вступления в войну против Германии. Операция была настолько хорошо подготовлена, что просто не могла провалиться. Но в дело вмешался случай. Немцы меньше всего рассчитывали на то, что их же собственная подлодка нарушит нейтралитет и отправит на дно голландский пароход вместе с немецкими миллионами. При этом Германия вынуждена была заплатить за судно в качестве компенсации еще примерно половину потерянной суммы.
Интересно, какова судьба капитана немецкой подводной лодки, так ловко поставившего свою страну в столь неудобное положение?
Факты, предположения и выводы предыдущей истории не были ничем ни подтверждены, ни опровергнуты. А вот в другом случае гибели судна, перевозившего золото, все было ясно. Никто не сомневался в существовании этого золота, было также известно, какой стране оно принадлежало. Сорок три тонны золота, стоившие по тогдашним расценкам 5 млн. фт. ст., исчезли в морской пучине вместе с английским вспомогательным крейсером «Лаурентик». Это был своего рода рекорд. Никогда еще в истории ни одно судно не шло на дно, имея в своих трюмах такое количество золота.
Но об этой истории уже в следующий раз …
Но вот недавно я прочитал еще одну увлекательную историю, где пароход был одним из главных действующих героев.
В ночь с 6 на 7 марта 1916 года двухтрубный голландский пароход «Тубантия» покинул Амстердам и взял курс на Буэнос-Айрес. В Европе полыхала Первая мировая война, но пассажиры «Тубантии» чувствовали себя достаточно комфортно под трепещущим на морском ветру флагом нейтральной Голландии. Никто не знал, что на судне спрятан секретный груз золота…
А вот что было потом …
К часу ночи под вздохи паровых машин все судно кроме стоящих на вахте моряков погрузилось в глубокий сон. Ничто не предвещало приближающейся опасности. Беда же двигалась в это время под водой поперечным курсом, всего один раз мелькнув на поверхности черной трубкой перископа. В два часа ночи вахтенный матрос, лениво оглядывавший горизонт мгновенно протер глаза и весь подобрался. Наперерез пароходу, нарушая все представления о нейтралитете, оставляя за собой характерный зеленоватый след, стремительно двигалось длинное, черное, хищное тело торпеды. Вахтенный даже не успел сказать «мама» как через секунду раздался мощный взрыв.
Как это не удивительно, но, к счастью, никто из пассажиров и команды не пострадал. Правда, лайнер получил достаточно серьезные повреждения, и о продолжении рейса не могло быть и речи. В течение двух часов, пока несчастный пароход не пошел ко дну, 280 пассажиров и 80 человек команды спокойно, без паники и излишней суеты, проклиная только нерадивых вояк, рассаживались по спасательным шлюпкам, предварительно загрузив туда запас воды, продукты и все ценные вещи. О спасении груза речи не было, так как, во-первых, он был застрахован, а во-вторых, не представлял собой ничего интересного: какой-то текстиль, посуда и триста кругов превосходного, но слишком тяжелого голландского сыра. Любителей сыра среди пассажиров не нашлось, и он так и остался лежать на своем месте, в четвертом трюме.
Расстояние до материка составляло примерно 60 километров, да и погода позволяла совершить морскую прогулку на веслах. Так что к утру, морские путешественники в полном составе высадились на гостеприимный берег Голландии, откуда только сутки назад так безбоязненно отчалили.
В тот же день, 7 марта во всей европейской прессе поднялся страшный шум. Газеты стран Антанты в один голос обвиняли Германию в нарушении нейтралитета и разбойном нападении на мирное судно. Германские газеты некоторое время смущенно отмалчивались, а затем объявили, что Германия тут совершенно ни при чем, а торпеда и вовсе английская. Страховые компании начали следствие. В одной из шлюпок до эвакуации висевшей на атакованном борту парохода обнаружились осколки взорвавшейся торпеды. Они помогли выяснить, что оружие явно германского изготовления. Но немцы продолжали утверждать, что все равно пароход они не атаковали, и, скорее всего, он сам наткнулся на потерянную с какой-нибудь подлодки торпеду. Эту версию разрушил матрос, стоявший в ту ночь на вахте и четко видевший след атакующей торпеды.
Ни много, ни мало, через 6 лет в 1922 году склока закончилась, Германия смирилась и выплатила страховым фирмам компенсацию за потерянный пароход и груз в размере порядка 800 тысяч футов стерлингов.
Загадочная экспедиция
Как раз с того момента как страховщики получили свои деньги, и началось самое интересное. Груз «Тубантии», как мы уже говорили, и в 1916 году не представлял собой особой ценности, а 6 лет пребывания в морской воде ему явно не пошли на пользу. Однако уже через месяц после того как судно фактически стало ничьим, у места гибели парохода появилась отлично экипированная поисково-спасательная экспедиция, состоящая из трех французов и одного англичанина. Французы были братьями, их звали Анри, Франсуа и Адольф, англичанин носил фамилию Зиппе, а их небольшое, но быстроходное суденышко называлось «Темпет».
С мая по ноябрь 1922 года участники экспедиции суетились вокруг лежавшего на 35 метровой глубине корпуса «Тубантии», пока осенние шторма не заставили их свернуть подводные работы. Но уже в апреле следующего года экспедиция вернулась в том же составе и возобновила свои загадочные манипуляции. Буквально через неделю у поисковиков появились соперники.
Еще одно небольшое судно под названием «Семпер Паратус» встало на якорь практически вплотную к «Темпету», и на этом участке моря стало просто тесно от водолазов, рвущихся непонятно зачем к затонувшему 7 лет назад пароходу.
Вновь прибывшие вели себя, прямо скажем не по-джентльменски.
Двое авантюристов, некий князь Шарль и лейтенант Джеймс Ланди, предприняли самую нахальную в истории спасательных работ попытку завладеть затонувшим кораблем. Их судно бросило якорь поблизости от «Темпета», и команда приступила к операции по очистке от «посторонних» всего района. Между поставленными французами буями носились взад и вперед быстроходные катера. Волоча за собой «кошки», они зацепляли лини, которыми крепились буи, и стаскивали последние со своих мест. В это время на дне работали водолазы с французского судна и жизнь их неоднократно подвергалась опасности. В довершение ко всему пришельцы послали под воду собственных водолазов прямо по сигнальным концам, опущенным с «Темпета». Те прямиком устремились к столь заманчивому трюму No 4. Этого французы стерпеть уже не могли, «Темпет» снялся с якоря, а его владельцы подали жалобу в Адмиралтейский суд. Суд встал на сторону французов, и «Семпер Паратус» исчез, чтобы уже никогда более не возвращаться. К несчастью, Зиппе и его компания истратили весь свой капитал, составлявший, если быть точным, 40 тыс. фт. ст. Им также пришлось убраться несолоно хлебавши. Никем не тревожимая «Тубантия» еще долгих восемь лет спокойно ржавела на дне, а три сотни голландских сыров в ее трюме с каждым годом, надо полагать, все больше падали в цене.
Так что же вызвало такую нездоровую суету? Судя по грузовой декларации на борту «Тубантии» не было ничего ценного, а все личные дорогие вещи пассажиры забрали с собой. Может, водолазы пытались подготовить пароход к подъему? Нет, все работы, сводившиеся собственно к вскрытию переборок, проводились только в районе четвертого трюма, где как мы помним, хранилось триста кругов настоящего голландского сыра. Но каким надо быть любителем пролежавшего 7 лет на морском дне сыра, чтобы потратить все свои деньги на его поиски? Кстати, именно это и произошло с предприимчивыми хозяевами «Темпета». Через два года упорного труда кредит был исчерпан, и ловцы глубоководного сыра свернули свою деятельность и покинули ставшие уже родными останки «Тубантии».
Никем не тревожимая «Тубантия» еще долгих восемь лет спокойно ржавела на дне, а три сотни голландских сыров в ее трюме с каждым годом, надо полагать, все больше падали в цене. Но в 1931 г. опять произошло нечто странное.
Бесхозное золото
К месту гибели злополучного парохода вновь отправилась очередная экспедиция. На этот раз это были англичане, их судно называлось «Риклеймер». Обнаружив уже основательно проржавевший корпус «Тубантии» британские водолазы сразу же проявили свою любовь к голландскому сыру, и деловито начали прорубаться в сторону загадочного четвертого трюма.
Но эта команда проработала недолго — всего один сезон. Через несколько месяцев все работы закончились, и с борта «Риклеймера» открытым текстом по радио ушло сообщение: «Никакого золота на «Тубантии» не обнаружено». Эта информация явно предназначалась для неизвестного спонсора экспедиции, но стала достоянием многих. Поползли слухи. О каком золоте идет речь? На пароходе изначально не присутствовало никакого золота, а если бы и имелось, его бы вывезли еще в момент эвакуации с тонущего корабля, времени на это было предостаточно.
Постепенно тайна начала проясняться. «Тубантия» действительно везла золото, но ни команда, ни пассажиры, ни даже сам капитан про этот ценный груз не имели никакого понятия. Драгоценные слитки ехали контрабандой, и были умело запрятаны в голландский сыр. Триста кругов сыра — триста слитков золота на общую сумму порядка двух миллионов фунтов стерлингов. Сумма по тем временам достаточно серьезная. Видимо про контрабанду знал очень узкий круг лиц, что и объясняет малое количество экспедиций.
Из всех этих событий вытекает немало вопросов. Повезло ли предприимчивым французам, и они свернули работы, после того как обнаружили и подняли со дна три сотни кругов бесценного сыра? Или у охотников за сокровищами действительно кончились деньги, и они вынуждены были уйти ни с чем. А может, загадочные слитки до сих пор покоятся на морском дне?
Пессимисты рассуждали логично: «Тубантия» тонула почти два часа, вся команда и пассажиры успели спастись на шлюпках — отчего же они не могли заодно погрузить и золото? Оптимисты возражали: но ведь гибнущее судно покинули в общей сложности 360 человек, так что погрузка золота не могла пройти незамеченной, а, между тем, ни один из свидетелей и участников трагедии ни словом о ней не упоминал. Как полагают отдельные эксперты, золото и сейчас покоится среди обломков несчастного корабля. Команда и тем более пассажиры попросту не знали о его наличии на борту.
Другой вопрос, кому принадлежало это золото? Никто так и не признался и не предъявил права на сокровища. По этому вопросу имеется одно предположение. Дело в том, что для частного лица перевозка такого количества драгоценного металла являлась слишком серьезной и рискованной авантюрой, к тому же она была слишком хорошо организована. Скорее всего, золото принадлежало государству. А какое государство во время войны могло контрабандой перевозить ценности в Южную Америку? Из всех предположений вытекает, что это может быть только Германия.
Так что же произошло в ночь с 6 на 7 марта 1916 года? Голландское судно контрабандой везло немецкое золото в Буэнос-Айрес. Скорее всего, для оплаты услуг влиятельных друзей, пытавшихся удержать Соединенные Штаты от вступления в войну против Германии. Операция была настолько хорошо подготовлена, что просто не могла провалиться. Но в дело вмешался случай. Немцы меньше всего рассчитывали на то, что их же собственная подлодка нарушит нейтралитет и отправит на дно голландский пароход вместе с немецкими миллионами. При этом Германия вынуждена была заплатить за судно в качестве компенсации еще примерно половину потерянной суммы.
Интересно, какова судьба капитана немецкой подводной лодки, так ловко поставившего свою страну в столь неудобное положение?
Факты, предположения и выводы предыдущей истории не были ничем ни подтверждены, ни опровергнуты. А вот в другом случае гибели судна, перевозившего золото, все было ясно. Никто не сомневался в существовании этого золота, было также известно, какой стране оно принадлежало. Сорок три тонны золота, стоившие по тогдашним расценкам 5 млн. фт. ст., исчезли в морской пучине вместе с английским вспомогательным крейсером «Лаурентик». Это был своего рода рекорд. Никогда еще в истории ни одно судно не шло на дно, имея в своих трюмах такое количество золота.
Но об этой истории уже в следующий раз …
корабли