Последние камикадзе: подводные самолеты Второй мировой
2022-02-13 10:05:09
Только представь: маленькие самолеты взлетают с подводного авианосца, чтобы нанести последний, страшный удар в проигранной войне. Да, японцам не откажешь в чувстве стиля. Но в этой истории есть повороты и покруче.
План атаки на Панамский канал принадлежал адмиралу Ямамото. Тому самому, который спланировал разгром Тихоокеанского флота США в Пёрл-Харборе. Но первым героем этой истории стал японский пилот Нобуо Фуджита.
Горите, леса Орегона!
Нобуо Фуджита прославился бомбардировкой лесов Орегона в 1942-м. Да, ты все правильно прочитал. Японцы нанесли удар по материковой части США, причем дважды, с перерывом в 20 дней. Атаковать США для Японии было необходимо. Штаты весной 1942-го сбросили бомбы на Токио, и дух самураев требовал ответного удара. Однако отправить авианосцы, как это сделали янки, не представлялось возможным. Американские радары засекли бы самолеты еще на подлете. Тогда и вспомнили про подводные авианосцы — субмарины серии I, несущие в своем чреве небольшие самолеты со складными крыльями.
Нобуо Фуджита, потомственный самурай
Подводно-воздушный разведчик
Изначально аэропланы E14Y1 предназначали для поиска целей. Лодка всплывала, самолет выкатывали на палубу и запускали с пневматической катапульты. Процесс занимал от шести до пятнадцати минут. Пока воздушный разведчик летал, лодка могла снова уйти в глубину. А когда самолет приводнялся, его поднимали на борт с помощью крана и закатывали внутрь, тоже очень быстро. Ударные возможности у самолетов были невелики. При полезной нагрузке в 330 кг они могли взять на борт только пару бомб массой по 76 кг. Однако атака на Орегон была вопросом престижа. Более того, оба раза самолеты смогли вернуться на субмарину. А во второй раз зажигательные бомбы запустили лесной пожар, от которого пострадали пара городов и погибло несколько человек. Так, собственно, и было задумано.
«Солнце уже золотило облака, когда, пролетев 50 миль (около 90 км), я приказал Окуде сбросить первую бомбу, а через 5-6 миль — вторую, — вспоминал Фудзита. — Яркое пламя отметило взрывы наших бомб, а от места падения первой уже струился дымок».
Иными словами, концепция работала, оставалось найти ей достойное применение и усовершенствовать инструмент.
Самолет-разведчик E14Y1
Закопать Панамский канал
Цель напрашивалась сама — Панамский канал. Через него во время Второй мировой сплошным потоком шли грузы на тихоокеанский театр военных действий. Канал имеет длину 65 км и два каскада шлюзов, по три с каждой стороны. Ворота шлюзов — мощная конструкция толщиной 2,1 м и высотой около 20 м. Если разрушить их торпедно-бомбовым ударом, канал надолго будет парализован. Разумеется, США допускали возможность такой атаки. Радиолокационные станции рядом с каналом непрерывно сканировали пространство. Самолеты, шедшие на высоте 300 м, они засекали за 32 км, а на высоте 7600 м — за 180 км. Но субмарины-то могли всплыть у побережья. Вот только самолеты нужно было разработать помощнее.
Такими самолетами стали Aichi M6A Seiran. Название можно перевести как «Туман, спускающийся с небес в ясную погоду». В общем, «гром с ясного неба». Такой самолет мог нести на подвесе 800-килограммовую бомбу или 850-килограммовую торпеду. Летные характеристики у него были так себе, но этому не придавали значения. Подразумевалось, что субмарины привезут его почти к месту назначения. Крылья у самолета складывались, а поплавки выполнили быстросъемными.
Aichi M6A Seiran
Aichi M6A Seiran в Государственном аэрокосмическом музее США
Подводные авианосцы
Японские подлодки-авианосцы проекта I-400 (STo), построенные специально для атаки на канал, на тот момент были самыми большими в мире — 122 м длиной, с подводным водоизмещением 6560 т. Силовые установки на них стояли дизель-электрические, а автономность плавания достигала 90 дней, 69 500 км. В каждую субмарину помещалось три самолета. Строили лодки с нужными характеристиками долго и к 1945-му успели сделать только четыре штуки. Выход в море запланировали на конец июня 1945 года. Когда Германия уже капитулировала, потомки самураев построили копию шлюзовых ворот Панамского канала и стали отрабатывать атаки.
Подводный авианосец проекта I-400
Подводный авианосец проекта I-400
Подводный авианосец проекта I-400 на учениях
Приказано не выживать!
Увы, тренировки показали крайне низкую квалификацию летного состава. Еще во время учебных ночных полетов группа потеряла два самолета, врезавшихся в гору. И тогда командование решило, что оптимальным будет заблокировать механизмы сброса бомб и торпед, приказав экипажам совершить таран шлюзовых ворот. Но сообщать об этом личному составу раньше времени не стали. Ну, чтобы не волновать. Однако пилоты обнаружили заблокированные механизмы, поняли, в чем дело, и возмутились. Во-первых, им не понравился сам подход. Они не возражали стать камикадзе, но по собственному решению, а не по приказу. Во-вторых, погибнуть при атаке на неодушевленный предмет, нанеся чисто экономический урон, было как-то не очень благородно. Тем не менее уклониться от задания никто не пытался.
Герметичный ангар для самолетов на субмарине типа I-400. Напоминаем, крылья складывались
Опоздавшие погибнуть
Тем временем японские войска и флот сдали Окинаву. Американцы получили плацдарм для подготовки высадки непосредственно на Японские острова. Стало не до Панамского канала. Ударной группе приказали выйти в море, чтобы 17 августа пилоты совершили самоубийственную атаку на американские корабли, чтобы предотвратить высадку врага на священную землю Японии. Этому тоже не суждено было сбыться. Во второй половине июля лодки вышли в море, но одну разбомбили враги, на второй начался пожар… Пока заново уточняли место встречи и координировали действия, Япония капитулировала. Послушные приказу экипажи подводных авианосцев сдались. Самолеты перед сдачей сбросили в море, и американцам случайно достался только один. Изучив его, они почесали в затылках — да и закатили на задворки. Через много лет он попал в Государственный аэрокосмический музей США и был восстановлен, по крайней мере внешне. А подводные авианосцы за ненадобностью затопили.
Нобуо Фудзито с фамильным мечом
Фудзито возвращается в Орегон
Хорошо, что адмирал Ямамото не дожил до бесславного конца проекта — умер в 1943-м. А вот Нобуо Фудзито, бомбивший Орегон, дожил. Имел свой бизнес, прогорел, стал клерком на заводе по производству электрокабеля. В 1962 году жители пострадавшего в 1942-м от пожара города Брукингс пригласили его в гости. Японское правительство даже уточняло, не собираются ли его на самом деле судить за военные преступления. Представь себе, нет! Брукингсчане попросили Фудзито стать главой их ежегодного Фестиваля азалий и собрали ему и жене 3000 долларов на дорогу. Прилетев, он попросил прощения и был потрясен теплым приемом. Во время следующего визита Нобуо, потомственный самурай, преподнес новым друзьям фамильный меч, принадлежавший их семье 400 лет, посадил несколько деревьев в лесах Орегона и пожертвовал библиотеке денег на книги о Японии. А жители Брукингса в ответ пожаловали ему звание почетного горожанина.
По материалам журнала «Моделист-конструктор» (№ 4, 2010), сайтов naukatehnika.com и topwar.ru.
План атаки на Панамский канал принадлежал адмиралу Ямамото. Тому самому, который спланировал разгром Тихоокеанского флота США в Пёрл-Харборе. Но первым героем этой истории стал японский пилот Нобуо Фуджита.
Горите, леса Орегона!
Нобуо Фуджита прославился бомбардировкой лесов Орегона в 1942-м. Да, ты все правильно прочитал. Японцы нанесли удар по материковой части США, причем дважды, с перерывом в 20 дней. Атаковать США для Японии было необходимо. Штаты весной 1942-го сбросили бомбы на Токио, и дух самураев требовал ответного удара. Однако отправить авианосцы, как это сделали янки, не представлялось возможным. Американские радары засекли бы самолеты еще на подлете. Тогда и вспомнили про подводные авианосцы — субмарины серии I, несущие в своем чреве небольшие самолеты со складными крыльями.
Нобуо Фуджита, потомственный самурай
Подводно-воздушный разведчик
Изначально аэропланы E14Y1 предназначали для поиска целей. Лодка всплывала, самолет выкатывали на палубу и запускали с пневматической катапульты. Процесс занимал от шести до пятнадцати минут. Пока воздушный разведчик летал, лодка могла снова уйти в глубину. А когда самолет приводнялся, его поднимали на борт с помощью крана и закатывали внутрь, тоже очень быстро. Ударные возможности у самолетов были невелики. При полезной нагрузке в 330 кг они могли взять на борт только пару бомб массой по 76 кг. Однако атака на Орегон была вопросом престижа. Более того, оба раза самолеты смогли вернуться на субмарину. А во второй раз зажигательные бомбы запустили лесной пожар, от которого пострадали пара городов и погибло несколько человек. Так, собственно, и было задумано.
«Солнце уже золотило облака, когда, пролетев 50 миль (около 90 км), я приказал Окуде сбросить первую бомбу, а через 5-6 миль — вторую, — вспоминал Фудзита. — Яркое пламя отметило взрывы наших бомб, а от места падения первой уже струился дымок».
Иными словами, концепция работала, оставалось найти ей достойное применение и усовершенствовать инструмент.
Самолет-разведчик E14Y1
Закопать Панамский канал
Цель напрашивалась сама — Панамский канал. Через него во время Второй мировой сплошным потоком шли грузы на тихоокеанский театр военных действий. Канал имеет длину 65 км и два каскада шлюзов, по три с каждой стороны. Ворота шлюзов — мощная конструкция толщиной 2,1 м и высотой около 20 м. Если разрушить их торпедно-бомбовым ударом, канал надолго будет парализован. Разумеется, США допускали возможность такой атаки. Радиолокационные станции рядом с каналом непрерывно сканировали пространство. Самолеты, шедшие на высоте 300 м, они засекали за 32 км, а на высоте 7600 м — за 180 км. Но субмарины-то могли всплыть у побережья. Вот только самолеты нужно было разработать помощнее.
Такими самолетами стали Aichi M6A Seiran. Название можно перевести как «Туман, спускающийся с небес в ясную погоду». В общем, «гром с ясного неба». Такой самолет мог нести на подвесе 800-килограммовую бомбу или 850-килограммовую торпеду. Летные характеристики у него были так себе, но этому не придавали значения. Подразумевалось, что субмарины привезут его почти к месту назначения. Крылья у самолета складывались, а поплавки выполнили быстросъемными.
Aichi M6A Seiran в Государственном аэрокосмическом музее США
Подводные авианосцы
Японские подлодки-авианосцы проекта I-400 (STo), построенные специально для атаки на канал, на тот момент были самыми большими в мире — 122 м длиной, с подводным водоизмещением 6560 т. Силовые установки на них стояли дизель-электрические, а автономность плавания достигала 90 дней, 69 500 км. В каждую субмарину помещалось три самолета. Строили лодки с нужными характеристиками долго и к 1945-му успели сделать только четыре штуки. Выход в море запланировали на конец июня 1945 года. Когда Германия уже капитулировала, потомки самураев построили копию шлюзовых ворот Панамского канала и стали отрабатывать атаки.
Подводный авианосец проекта I-400
Подводный авианосец проекта I-400
Подводный авианосец проекта I-400 на учениях
Приказано не выживать!
Увы, тренировки показали крайне низкую квалификацию летного состава. Еще во время учебных ночных полетов группа потеряла два самолета, врезавшихся в гору. И тогда командование решило, что оптимальным будет заблокировать механизмы сброса бомб и торпед, приказав экипажам совершить таран шлюзовых ворот. Но сообщать об этом личному составу раньше времени не стали. Ну, чтобы не волновать. Однако пилоты обнаружили заблокированные механизмы, поняли, в чем дело, и возмутились. Во-первых, им не понравился сам подход. Они не возражали стать камикадзе, но по собственному решению, а не по приказу. Во-вторых, погибнуть при атаке на неодушевленный предмет, нанеся чисто экономический урон, было как-то не очень благородно. Тем не менее уклониться от задания никто не пытался.
Герметичный ангар для самолетов на субмарине типа I-400. Напоминаем, крылья складывались
Опоздавшие погибнуть
Тем временем японские войска и флот сдали Окинаву. Американцы получили плацдарм для подготовки высадки непосредственно на Японские острова. Стало не до Панамского канала. Ударной группе приказали выйти в море, чтобы 17 августа пилоты совершили самоубийственную атаку на американские корабли, чтобы предотвратить высадку врага на священную землю Японии. Этому тоже не суждено было сбыться. Во второй половине июля лодки вышли в море, но одну разбомбили враги, на второй начался пожар… Пока заново уточняли место встречи и координировали действия, Япония капитулировала. Послушные приказу экипажи подводных авианосцев сдались. Самолеты перед сдачей сбросили в море, и американцам случайно достался только один. Изучив его, они почесали в затылках — да и закатили на задворки. Через много лет он попал в Государственный аэрокосмический музей США и был восстановлен, по крайней мере внешне. А подводные авианосцы за ненадобностью затопили.
Нобуо Фудзито с фамильным мечом
Фудзито возвращается в Орегон
Хорошо, что адмирал Ямамото не дожил до бесславного конца проекта — умер в 1943-м. А вот Нобуо Фудзито, бомбивший Орегон, дожил. Имел свой бизнес, прогорел, стал клерком на заводе по производству электрокабеля. В 1962 году жители пострадавшего в 1942-м от пожара города Брукингс пригласили его в гости. Японское правительство даже уточняло, не собираются ли его на самом деле судить за военные преступления. Представь себе, нет! Брукингсчане попросили Фудзито стать главой их ежегодного Фестиваля азалий и собрали ему и жене 3000 долларов на дорогу. Прилетев, он попросил прощения и был потрясен теплым приемом. Во время следующего визита Нобуо, потомственный самурай, преподнес новым друзьям фамильный меч, принадлежавший их семье 400 лет, посадил несколько деревьев в лесах Орегона и пожертвовал библиотеке денег на книги о Японии. А жители Брукингса в ответ пожаловали ему звание почетного горожанина.
По материалам журнала «Моделист-конструктор» (№ 4, 2010), сайтов naukatehnika.com и topwar.ru.
военное оружие самолеты корабли