Обнаженная натура в советской скульптуре: было всё (6 фото)
2023-07-25 19:20:10
Тяга человека к прекрасному вообще и женским формам в частности неистребима. Вот и в СССР скульпторы даже в монументальную скульптуру привносили такое, что глаза не верят.
Скульптура «Девушка с веслом» в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького
Эротика в Советском Союзе, вопреки устоявшемуся мнению, вовсе не была запрещена. Порнография — да, за ее распространение статья была в Уголовном кодексе. Коммерческая эксплуатация полового инстинкта трудящихся тоже не допускалась. А так все было. И в литературе, и в живописи. И мощные формы, и дерзкая пластика.
Груди над высоткой
Самый скандальный пример советской скульптуры — композиция, изображающая двух молодых строителей коммунизма на фасаде высотного здания на Котельнической набережной в Москве. Юноша — в широких штанах, рубахе с закатанными рукавами и монтажном поясе, девушка — в длинном платье, из которого откровеннейшим образом торчат вперед две маленьких груди с острыми сосками.
Многие считают, что платье изображено разорванным, иначе с чего бы бюсту так неприлично обнажаться. Высказываются и версии, что так скульптор похулиганил, зная, что высоко расположенную скульптуру не разглядеть с земли. И то и то — просто смешно. Руководителем бригады скульпторов был лауреат Сталинской премии Михаил Федорович Бабурин. Эскизы не могли не проходить утверждения в официальных организациях — какое уж тут хулиганство. Все проще и интереснее. Советская монументальная скульптура выросла из античных традиций. А у греков показывать красоту женского тела, обтянутого тонкой тканью, было совершенно нормальным.
Просто само расположение скульптурной группы таково, что для зрителя между обнаженной грудью или телом в тонкой ткани нет никакой разницы. Хотя на скульптуре того же Бабурина «Песня. На просторах целины» (1957) у юных дев и груди вполне отчетливы, и соски на месте, и ткань вполне реалистично их облегает.
С приветом из античности
Фундамент для смелого изображения прелестей женского тела в СССР был заложен в первые же годы существования Союза. Одна из ключевых работ — скульптура Сергея Тимофеевича Коненкова «Текстильщица» (1923). В ней текстиль, в который завернута барышня, столь тонок, что его почти нет. Но все-таки он есть.
«Текстильщица», скульптор Сергей Коненков, 1923
А на барельефе Владимира Домогацкого «Амазонка» одежда и вовсе отсутствует. Впрочем, секса там тоже нет, но тем не менее. Зато работа Григория Ивановича Кепинова с лаконичным названием «Женский торс» (1934, Третьяковская галерея) просто вызывающе эротична. Исполнена она как бы в античном стиле, но усилена такой сочной жизненной пластикой, что в какой-нибудь ханжеской экстремистской соцсети за такое сегодня забанили бы навечно.
«Женский торс», скульптор Григорий Кепинов, 1934
Сексуальные спортсмены СССР
Ну и, конечно, не будем забывать про спортивную скульптуру сталинской эпохи. «Девушка на буме» (1937) Елены Янсон-Манизер украшает фонтан в ЦПКиО им. Горького, и это обнаженная и очень красивая девушка. Такая же работа есть в ЦПКиО им. Кирова в Санкт-Петербурге. Кроме того, эти парки вплоть до 1980-х украшали еще две работы Янсон-Манизер из той же серии: «Танцовщица» с обнаженной грудью (моделью служила Галина Уланова) и зажигательная в своей напряженности «Метательница диска» без одежды. Кроме того, в этих парках стоял и «Дискобол» (1937) — уникальная для СССР работа Матвея Манизера, мужа Елены Янсон-Манизер. Моделью для нее послужил гимнаст, мастер спорта Донат Анатольевич Калабин. И мужскую красоту скульптор воспевает столь откровенно, что в наши дни ее могли бы оштрафовать.
А вы говорите — секса не было. Очень даже было. Хотя в 80-е, при дряхлом генсеке и заплесневелом политбюро, он и правда сильно подвыветрился.
Скульптура «Девушка с веслом» в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького
Эротика в Советском Союзе, вопреки устоявшемуся мнению, вовсе не была запрещена. Порнография — да, за ее распространение статья была в Уголовном кодексе. Коммерческая эксплуатация полового инстинкта трудящихся тоже не допускалась. А так все было. И в литературе, и в живописи. И мощные формы, и дерзкая пластика.
Груди над высоткой
Самый скандальный пример советской скульптуры — композиция, изображающая двух молодых строителей коммунизма на фасаде высотного здания на Котельнической набережной в Москве. Юноша — в широких штанах, рубахе с закатанными рукавами и монтажном поясе, девушка — в длинном платье, из которого откровеннейшим образом торчат вперед две маленьких груди с острыми сосками.
Многие считают, что платье изображено разорванным, иначе с чего бы бюсту так неприлично обнажаться. Высказываются и версии, что так скульптор похулиганил, зная, что высоко расположенную скульптуру не разглядеть с земли. И то и то — просто смешно. Руководителем бригады скульпторов был лауреат Сталинской премии Михаил Федорович Бабурин. Эскизы не могли не проходить утверждения в официальных организациях — какое уж тут хулиганство. Все проще и интереснее. Советская монументальная скульптура выросла из античных традиций. А у греков показывать красоту женского тела, обтянутого тонкой тканью, было совершенно нормальным.
Просто само расположение скульптурной группы таково, что для зрителя между обнаженной грудью или телом в тонкой ткани нет никакой разницы. Хотя на скульптуре того же Бабурина «Песня. На просторах целины» (1957) у юных дев и груди вполне отчетливы, и соски на месте, и ткань вполне реалистично их облегает.
С приветом из античности
Фундамент для смелого изображения прелестей женского тела в СССР был заложен в первые же годы существования Союза. Одна из ключевых работ — скульптура Сергея Тимофеевича Коненкова «Текстильщица» (1923). В ней текстиль, в который завернута барышня, столь тонок, что его почти нет. Но все-таки он есть.
«Текстильщица», скульптор Сергей Коненков, 1923
А на барельефе Владимира Домогацкого «Амазонка» одежда и вовсе отсутствует. Впрочем, секса там тоже нет, но тем не менее. Зато работа Григория Ивановича Кепинова с лаконичным названием «Женский торс» (1934, Третьяковская галерея) просто вызывающе эротична. Исполнена она как бы в античном стиле, но усилена такой сочной жизненной пластикой, что в какой-нибудь ханжеской экстремистской соцсети за такое сегодня забанили бы навечно.
«Женский торс», скульптор Григорий Кепинов, 1934
Сексуальные спортсмены СССР
Ну и, конечно, не будем забывать про спортивную скульптуру сталинской эпохи. «Девушка на буме» (1937) Елены Янсон-Манизер украшает фонтан в ЦПКиО им. Горького, и это обнаженная и очень красивая девушка. Такая же работа есть в ЦПКиО им. Кирова в Санкт-Петербурге. Кроме того, эти парки вплоть до 1980-х украшали еще две работы Янсон-Манизер из той же серии: «Танцовщица» с обнаженной грудью (моделью служила Галина Уланова) и зажигательная в своей напряженности «Метательница диска» без одежды. Кроме того, в этих парках стоял и «Дискобол» (1937) — уникальная для СССР работа Матвея Манизера, мужа Елены Янсон-Манизер. Моделью для нее послужил гимнаст, мастер спорта Донат Анатольевич Калабин. И мужскую красоту скульптор воспевает столь откровенно, что в наши дни ее могли бы оштрафовать.
А вы говорите — секса не было. Очень даже было. Хотя в 80-е, при дряхлом генсеке и заплесневелом политбюро, он и правда сильно подвыветрился.
ссср искусство