Советский супервездеход: УАЗ-3907 «Ягуар»
2023-10-20 10:05:12
Легко проходил огонь и воду, но медных труб не услышал…
Создатели военной техники в СССР не страдали от недостатка юмора. Ракеты класса «земля-воздух» называли «Тополями», нервнопаралитический газ стал ароматной «Сиренью», а тяжелый огнеметный комплекс окрестили «Буратино».
В этом ряду военный внедорожник-амфибия, построенный на УАЗе и названный «Ягуаром», стоит особняком: в его имени есть, как ни странно, логика и скрытый смысл. Ведь ягуар — единственный представитель семейства кошачьих, который не только умеет, но и любит плавать.
УАЗ-3907 «Ягуар»
Транспортное средство для морпехов, разведчиков, десантников и пограничников во второй половине 1970-х заказало Министерство обороны СССР. Машина должна была не только хорошо ездить по дорогам и там, где их нет, но и хорошо плавать. А как известно, универсальное всегда хуже узкоспециализированного.
Неудивительно, что большинство амфибий прошлого века, даже сделанные маститыми фирмами, отличались либо отвратительной плавучестью (Ford GPA), либо плохо ездили по бездорожью (Amphicar). Уазовцам же предстояло соединить несоединимое — с Министерством обороны разве поспоришь?
В салоне УАЗ-3907 «Ягуар» можно найти цитаты из других советских легковушек 1970-х годов
За основу взяли шасси выносливого, отличного на бездорожье УАЗ-469 и начали активно учить его плавать. Нарастили передний и задний свесы, установили герметичный кузов, особое внимание уделив дверным уплотнителям: вода не должна попасть внутрь ни при каких условиях! На всякий случай в конструкции предусмотрели два насоса, откачивающие попавшую внутрь воду.
Правда, герметичность кузова создала проблемы для двигателя: в замкнутом пространстве он мгновенно перегревался. Тогда находчивые ульяновские инженеры расположили воздухозаборники в задней части «Ягуара». Воздух засасывался с кормы, затем прогонялся через радиатор и выбрасывался наружу уже в передней части машины. Нетрадиционное решение обеспечило оптимальное охлаждение, «Ягуар» не кипел даже в 40-градусную жару!
За внедорожные качества машины отвечала трансмиссия c постоянным (!) приводом на все колеса и блокировкой межколесного дифференциала, плюс мощная понижайка. Бодрую плавучесть, в свою очередь, обеспечивали два гребных винта, которые к тому же поворачивались, тем самым повышая маневренность «Ягуара» на воде.
Добавляем к этому 2,5-литровый бензиновый мотор мощностью 77 л.с., который разгонял внедорожник до 110 км/ч, и получаем едва ли не идеальный армейский автомобиль.
«Ягуар» сносно ездил по асфальту, отлично пылил на бездорожье и бодро плавал — скорость по воде достигала 8 км/ч. Он мог похвастать отличной вместительностью, был недорог в производстве и сравнительно прост в обслуживании. При этом машину создали в предельно сжатые сроки. Три года для советского времени — это просто мегабыстро!
Потом уазик-амфибия успешно прошел правительственные испытания. Но, когда вопрос о принятии машины на вооружение уже казался формальностью, грянула перестройка, и все планы массового производства, увы, так и остались планами…
Создатели военной техники в СССР не страдали от недостатка юмора. Ракеты класса «земля-воздух» называли «Тополями», нервнопаралитический газ стал ароматной «Сиренью», а тяжелый огнеметный комплекс окрестили «Буратино».
В этом ряду военный внедорожник-амфибия, построенный на УАЗе и названный «Ягуаром», стоит особняком: в его имени есть, как ни странно, логика и скрытый смысл. Ведь ягуар — единственный представитель семейства кошачьих, который не только умеет, но и любит плавать.
УАЗ-3907 «Ягуар»
Транспортное средство для морпехов, разведчиков, десантников и пограничников во второй половине 1970-х заказало Министерство обороны СССР. Машина должна была не только хорошо ездить по дорогам и там, где их нет, но и хорошо плавать. А как известно, универсальное всегда хуже узкоспециализированного.
Неудивительно, что большинство амфибий прошлого века, даже сделанные маститыми фирмами, отличались либо отвратительной плавучестью (Ford GPA), либо плохо ездили по бездорожью (Amphicar). Уазовцам же предстояло соединить несоединимое — с Министерством обороны разве поспоришь?
В салоне УАЗ-3907 «Ягуар» можно найти цитаты из других советских легковушек 1970-х годов
За основу взяли шасси выносливого, отличного на бездорожье УАЗ-469 и начали активно учить его плавать. Нарастили передний и задний свесы, установили герметичный кузов, особое внимание уделив дверным уплотнителям: вода не должна попасть внутрь ни при каких условиях! На всякий случай в конструкции предусмотрели два насоса, откачивающие попавшую внутрь воду.
Правда, герметичность кузова создала проблемы для двигателя: в замкнутом пространстве он мгновенно перегревался. Тогда находчивые ульяновские инженеры расположили воздухозаборники в задней части «Ягуара». Воздух засасывался с кормы, затем прогонялся через радиатор и выбрасывался наружу уже в передней части машины. Нетрадиционное решение обеспечило оптимальное охлаждение, «Ягуар» не кипел даже в 40-градусную жару!
За внедорожные качества машины отвечала трансмиссия c постоянным (!) приводом на все колеса и блокировкой межколесного дифференциала, плюс мощная понижайка. Бодрую плавучесть, в свою очередь, обеспечивали два гребных винта, которые к тому же поворачивались, тем самым повышая маневренность «Ягуара» на воде.
Добавляем к этому 2,5-литровый бензиновый мотор мощностью 77 л.с., который разгонял внедорожник до 110 км/ч, и получаем едва ли не идеальный армейский автомобиль.
«Ягуар» сносно ездил по асфальту, отлично пылил на бездорожье и бодро плавал — скорость по воде достигала 8 км/ч. Он мог похвастать отличной вместительностью, был недорог в производстве и сравнительно прост в обслуживании. При этом машину создали в предельно сжатые сроки. Три года для советского времени — это просто мегабыстро!
Потом уазик-амфибия успешно прошел правительственные испытания. Но, когда вопрос о принятии машины на вооружение уже казался формальностью, грянула перестройка, и все планы массового производства, увы, так и остались планами…
авто ссср