Нескучные новости на Mudrila.ru

От викингов до наших дней: рассказываем, в чем секрет кораблей с инверсным носом (9 фото)

2023-12-20 10:05:44
В середине прошлого десятилетия в судостроении произошла маленькая революция: в море вышло судно странной наружности. Судовая настройка его смещена к носу, а сам нос имеет необычную форму, придающую морскому транспорту сходство с утюгом. Сегодня моря «утюжат» уже несколько судов такой конструкции. В чем же причина ее популярности?

Инверсный нос, передняя точка которого находится в нижней (у ватерлинии), а не в верхней части, изобрели, конечно, не в XXI веке. Можно вспомнить, например, боевые корабли столетней давности. Инверсным носом оснащались русские броненосцы класса «Бородино», имевшие в своей основе французский прототип. Причем эта конструктивная особенность шла «в пакете» с завалом бортов внутрь. Это означает, что весь корпус корабля выше ватерлинии постепенно сужался, подобно усеченной пирамиде. Все пять кораблей этого типа ждала трагическая судьба. Три из них погибли в Цусимском сражении, перевернувшись и затонув, один был захвачен японцами, пятый – «Слава» – дожил до Первой мировой и был потерян в Моонзундском проливе в 1917 году. Корабли схожей конструкции строили и в других странах, в частности в США, однако впоследствии про инверсный нос практически позабыли.

Спасибо викингам
На новой норвежской банкноте в сто крон изображен гокстадский корабль – обнаруженный в ходе раскопок драккар викингов IX века. Дальние потомки средневековых скандинавских воинов из компании Ulstein (Норвегия) уверяют, что вернуться к хорошо забытому старому их сподвигли вовсе даже не бронированные монстры начала века, а именно гокстадская находка и ряд других дошедших до нашего времени драккаров и кнорров (боевых и грузовых судов викингов). Обводы закругленных носов старинных кораблей вдохновили создателей судов, сконструированных по технологии X-Bow.
Первым заказчиком такого судна стала норвежская же компания Bourbon Offshore, занимающаяся монтажом и обслуживанием энергетической инфраструктуры в море (буровые платформы, трубопроводы, ветрогенераторы). В этой сфере востребованы специальные суда обслуживания, называемые у нас килекторами. У килекторов много функций: они ставят так называемые мертвые якоря для статичных объектов типа буровых платформ, обеспечивают подводные работы, служат буксирами. При сравнительно небольших размерах им приходится преодолевать большие расстояния в открытом море, противостоять штормам. Килектор, построенный компанией Ulstein, получил имя Orca, что значит «косатка». Плавные, более свойственные живой природе обводы носовой части судна, очевидно, навели на мысль назвать килектор в честь морского животного.

Большое семейство кораблей, проектируемых Ulstein, включает в себя плавсредства самого разного назначения. Сегодня это не только суда обслуживания морских энергетических объектов, но и рыболовецкие траулеры, контейнеровозы, лайнеры для морских круизов.



Врубаемся в волны
Однако кроме оригинального дизайна есть в технологии X-Bow и чисто прагматическое содержание. Когда судно движется в воде, среда сопротивляется его движению. И речь идет не только о трении корпуса о воду. Нос корабля создает носовую (ударную) волну, на преодоление которой также требуется энергия. Еще больше энергии приходится тратить, если вода неспокойна и судно движется против волн. Чуть больше ста лет назад, еще в эпоху боевых кораблей с инверсным носом, был придуман «бульб». Бульб – это продолговатый округлый выступ в носу судна, располагающийся ниже ватерлинии. Если конструкция рассчитана правильно, при обтекании водой бульба образуется волна, которая своей нижней точкой совпадает с гребнем волны, формируемой собственно носом корабля.

Таким образом, волны «вычитают» друг друга, и лобовое сопротивление судна уменьшается, заметно экономится топливо. Кроме того, объемный выступ увеличивает плавучесть носовой части, что несколько снижает килевую качку. За прошедший век бульб стал распространенным элементом в конструкции судов большого размера (танкеры, боевые корабли, круизные лайнеры), которые большую часть своего времени передвигаются на высокой крейсерской скорости (при небольшом размере корпуса и малых скоростях более важным фактором становится трение, а бульб увеличивает омываемую водой площадь корпуса судна).
Разрабатывая технологию X-Bow, компания Ulstein проводила в бассейнах испытания моделей судов с инверсным носом и носом обычной конструкции, но оснащенным бульбом. Эти тесты показали, что идея, заимствованная у викингов, работает более эффективно. В самом названии X-Bow («bow» – это «нос корабля») угадывается слово «axe», произносящееся точно так же, как название буквы X в английском алфавите. «Axe» значит «топор». И нос судна, построенного по технологии X-Bow действительно напоминает лезвие топора – он суженный, с острой кромкой (форштевнем) и округлый. При погружении в воду по ватерлинию мы видим только верхнюю, выступающую вперед часть дуги. Наваливаясь на волну, корабль обычной конструкции сначала задирает нос вверх, а затем падает с гребня волны вниз, сотрясаясь и рассыпая облако брызг, заливающих палубу. Судно X-Bow буквально ныряет в волну, «разрубая» ее своим инверсным носом.

Результат? Тратится меньше энергии на сопротивление волне, не так сильны удары корпуса о воду, на палубу и надстройку летит минимум брызг. Уменьшается килевая и бортовая качка. X-Bow обеспечивает не только больший комфорт в бурном море, но и дает реальные экономические преимущества на спокойной воде. В 2007 году компания Ulstein организовала своего рода соревнование между двумя судами, обладающими сопоставимыми водоизмещением и мощностью силовой установки. В соревновании участвовали Skandi Caledonia с обычной конструкцией носа плюс бульб и уже принадлежащее компании Bourbon судно Orca. При отсутствии сильного волнения и одинаковых затратах энергии Orca показывала скорость 13 узлов против 8 у Skandi Caledonia.
Но еще до этого судно Bourbon Orca не раз прошло испытание открытым морем. В ноябре 2016 года на пути к нефтедобывающей платформе «косатка» встретила мощный шторм, двигаясь наперекор 15-метровым волнам. Члены экипажа отметили удивительную мягкость хода судна в таких сложных условиях плавания. Мореходные качества новинки превысили все ожидания.

Комфорт в арктических морях
Лучшим подтверждением успешности конструкции X-Bow стал тот факт, что за прошедшие с момента постройки Bourbon Orca без малого полтора десятилетия около сотни кораблей с аналогичной конфигурацией носа были введены в эксплуатацию или начали строиться. Причем среди них есть суда самого разного назначения. В октябрьском номере 2017 года мы поместили репортаж о визите на судно сейсморазведки, которое исследует дно с помощью акустических импульсов, посылаемых в недра и принимаемых обратно буксируемыми многокилометровыми зондами (косами). Судно со схожими функциями, но невероятно продвинутыми – способностью буксировать 20 девятикилометровых кос – было построено компанией Ulstein и получило имя Oceanic Vega.

Эсминцы класса Zumwalt


Имеют мощное артиллерийское вооружение (две 155-мм автоматические пушки) и несут 80 пусковых установок для ракет Tomahawk. Одна из основных задач – огневая поддержка действий высадившегося морского десанта на суше.
В классе пока построены только три корабля – Zumwalt, Michael Monsoor и Lyndon B. Johnson.

Технология, обеспечивающая более комфортное плавание, разумеется, найдет свое применение и в  пассажирском  кораблестроении. Многие думают, что морские круизы организуются только где-то в теплых морях, вблизи экзотических коралловых островов и популярных курортов. Однако есть на свете и те, кто мечтает увидеть с борта судна красоты приполярных морей, суровые скалы и айсберги. И для них тоже существуют круизы, причем довольно давно. К сожалению, плавание в этих широтах сопряжено с повышенным риском. Например, построенный в 1969 году полярный круизный лайнер Lindblad Explorer затонул в 2007 году, столкнувшись с айсбергом в антарктических водах.

«Бородино» на новый лад
Мы начали статью с исторических реминисценций, связанных с военным флотом, коснемся же военной темы и в заключении. Одним из самых примечательных свидетельств возрождения интереса к инверсному носу стал спуск на воду высокотехнологичного и супердорогого американского эсминца Zumwalt. Корабль построен по стелс-технологии, обеспечивающей ему минимальную эффективную площадь рассеяния, что означает появление на радарах противника в виде небольшого суденышка. Отсюда особенности конструкции. Zumwalt не только оснащен инверсным носом, который, однако, лишен свойственной дизайну X-Bow округлости, но также имеет завал бортов внутрь, почти как у броненосцев класса «Бородино».
Возможно, памятуя об определенных проблемах с остойчивостью у тех старинных кораблей, критики американского «вундерваффе» высказывали опасения, что эсминец может и не пережить сильного крена и затонет, перевернувшись. Дело в том, что судно без завала бортов внутрь при бортовом крене увеличивает водоизмещение, а значит, и действие выталкивающей его архимедовой силы. В случае с судном с завалом бортов ничего подобного не происходит. Представителям производителя пришлось построить уменьшенную модель эсминца, чтобы в испытательном бассейне продемонстрировать его высокие мореходные качества в самых сложных условиях на море. В бассейне все прошло хорошо.

разное
Комментарии (0):
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии на сайте. Используй для входа свой аккаунт в социальной сети:

Еще интересное:
Да-да, понимаем, в подобных постах так и хочется написать, что все они тратят триллион долларов в наносекунду, чтобы выглядеть молодо. А от реальной внешности ничего не осталось, ибо пластические хирурги, визажисты и косметологи круглосуточно дежурят возле них, чтобы ни одна морщинка не вылезла. Да, пожалуй, такие замечания имеют место быть, однако, иногда ни деньги, ни уколы красоты не могут одолеть старость. Напротив, все эти средства могут сделать только хуже, превратив и без того симпатичных женщин в надутых, пластилиновых созданий. Но все это явно не относится к героиням этой подборки. Они с достоинством принимают свой возраст и выглядят великолепно. А некоторые из них стали выглядеть еще лучше.
Сальма Хайек

красивые фото возраст внешность известные люди