И поехать, и поплыть: самые странные и успешные попытки создать «лодкомобиль»
2020-06-01 10:05:03
Самоваро-паровозо-ветролет существует пока, к счастью, только в воображении детских писателей. Но объединить несовместимое, впрячь, так сказать, в одну упряжку коня и трепетную лань, создатели самоходного колесного транспорта пытались с самого момента его изобретения. Казалось бы, при чем здесь Джеймс Бонд и Илон Маск?
Сложно сказать, отчего некоторых автомобилестроителей так будоражит мысль о возможности пройти по пути эволюции в обратном направлении — вернуться с суши на море, причем сделать это в буквальном смысле не слезая с кресла. Вполне работоспособных проектов автомобилей-амфибий существует великое множество, и инициаторами массового применения тут, как водится, выступили военные — вспомните хотя бы тот же Schwimmwagen, созданный при участии Фердинанда Порше. Но мечта о покорении двух стихий разом порой завладевала и вполне гражданскими конструкторами, которые заботились вовсе не о скорейшем форсировании водных преград повзводно и поротно, а единственно о максимально экзотическом развлечении. Ну или о рыбалке прямо из-за руля.
Само собой, строили амфибии и в Советском Союзе. Преимущественно по заказу оборонного ведомства, но среди проектов огромных транспортеров и плавающих танков встречались и такие, которые могли бы произвести фурор среди тогдашних колхозников, появись они в свободной продаже. О создании водоплавающего автомобиля мечтали даже на ВАЗе, построив несколько опытных экземпляров (конечно, на базе «Нивы»), а одним из последних советских проектов стал «Ягуар», созданный в Ульяновске на основе знаменитого УАЗ-469.
Он отличался от донора собственной системой полного привода, уникальным кузовом-лодкой и потрясающей живучестью. Поговаривали, что экспериментаторы, отчаявшись добиться от «Ягуара» недостатков, предпринимали откровенные усилия его утопить в матушке Волге — и не преуспели. Бедняга, правда, лопал бензин в три горла и был удручающе тихоходным, но к середине 80-х все же получил признание в ответственных кругах. Угадайте, что встало на пути «Ягуара»?
На Западе к тому моменту уже вовсю рукоплескали Джеймсу Бонду, великому агенту 007 и смелому испытателю шпионских гаджетов, созданных сумрачным гением Q. Одним из таких устройств как раз и стала амфибия. Для создания образа водоплавающего автомобиля съемочная группа фильма «Шпион, который меня любил» использовала действительно эффектный суперкар Lotus Esprit, причем сразу в нескольких экземплярах для разных съемочных планов. По слухам, как минимум, одна киношная амфибия действительно умела плавать. И, возможно, именно ее и продали через несколько лет с аукциона за внушительную сумму в 989 000 долларов, но к этой сделке мы еще вернемся.
Образ субмарины Джеймса Бонда, над которым незримой тенью витал другой образ — великого Колина Чэпмена, настолько глубоко впечатался в детскую память будущих дизайнеров-фриков из швейцарского ателье Rinspeed, что однажды они взяли другой Lotus (на этот раз Elise) и построили на его базе всамделишную подводную лодку. Случилось это в 2008 году, через три десятка лет после Джеймса.
Rinspeed sQuba действительно умел ездить по дорогам (правда, не быстрее 120 км/ч) и передвигаться под водой. Последняя операция проделывалась за счет имплантированных в конструкцию винтов и водометных движителей с электроприводом. Был у прототипа лишь один маленький недостаток — отсутствие крыши, и поэтому, погружаясь, водителю и пассажиру приходилось подключаться к бортовым кислородным баллонам.
Интересно, что несколькими годами ранее в Rinspeed соорудили еще одну амфибию, на этот раз по имени Splash, и угодили с ней прямиком в Книгу рекордов Гиннесса.
Дело в том, что Splash хоть и не был способен погружаться, зато по поверхности воды носился завидными темпами. Открытый автомобильчик снабдили, как сказали бы сейчас, элементами активной аэродинамики — антикрылом и порогами с сервоприводами, которые в мокрой стихии превращались в подводные крылья. Именно благодаря им однажды Splash переправился через Ла-Манш всего за три часа, что и признали официальным рекордом (правда, среди катеров).
Уже очень скоро неофициальным лидером этой экстравагантной индустрии стала американская компания Watercar, которая к 2010 году построила три прототипа амфибий с 450-сильным мотором от Chevrolet Corvette (кстати, легендарный суперкар через считаные недели переживет настоящую техническую революцию). А тремя годами позже американцы представили уже коммерческий проект — амфибию по имени Panther, очень похожую на стилизованный под лодку Jeep Wrangler. Она тоже плавает весьма проворно, но не за счет мощности мотора, а благодаря эффекту глиссирования. «Джип» с функционалом катера? 140 000 долларов — и он ваш.
Еще один забавный водоплавающий родстер строят в Великобритании. Называется он Aquada, разработан компанией Gibbs Technologies и полностью лишен дверей: его кузов представляет собой этакую пластиковую мыльницу, забираться в которую нужно как в лодку — через борт. Сами разработчики заявляют, что в ходе создания амфибии умудрились получить около 60 патентов. Aquada тоже, кстати, плавала через Ла-Манш, причем отважился на такое путешествие сам Ричард Брэнсон, великий и ужасный глава Virgin.
А что если вы готовы пожертвовать скоростью на воде в угоду комфорту и толпе оболтусов-друзей? Тогда придется снова вернуться в США и присмотреться к настоящему плавающему автобусу Terra Wind от компании CAMI. Обычный с виду автобус-кемпер оснащен алюминиевым понтоном и двумя гребными винтами и способен при необходимости превратиться в неторопливую, но исключительно комфортабельную яхту, даже с откидным помостом для ныряния.
Вообще, амфибии выдумывают по одной из двух концепций: либо лодке приделывают колеса, либо автомобиль учат плавать. Совместить оба подхода еще в 70-е годы попытался известный дизайнер Брукс Стивенс (имевший непосредственное отношение, например, к уже упомянутой марке Jeep), создав проект Evinrude Lakester.
В понимании Стивенса настоящая амфибия должна была быть составной: добротный катер, который мог бы устанавливаться на колесную тележку, причем органы управления и двигатель у этого сборного монстрика должны были быть общими для обеих частей. В идеале, съезжая с тележки в воду на катере и возвращаясь обратно, пользователь Lakester вообще не должен был покидать пост управления. Правда, во время воплощения идеи разработчики столкнулись с рядом неразрешимых трудностей и вынуждены были идею похоронить.
А идея, между тем, вполне в духе известного чудака Илона Маска, не правда ли? Обещали — выполняем: именно Маск несколько лет назад выкупил у создателей тот самый водоплавающий Esprit Джеймса Бонда. И пообещал, что при помощи собственных разработок и нескольких электромоторов научит-таки суперкар по-настоящему плавать и по воде, и под водой, хоть и не уточнил, когда именно это случится. Впрочем, Илон уже запустил один электромобиль в космос - что ему какой-то океан?
Сложно сказать, отчего некоторых автомобилестроителей так будоражит мысль о возможности пройти по пути эволюции в обратном направлении — вернуться с суши на море, причем сделать это в буквальном смысле не слезая с кресла. Вполне работоспособных проектов автомобилей-амфибий существует великое множество, и инициаторами массового применения тут, как водится, выступили военные — вспомните хотя бы тот же Schwimmwagen, созданный при участии Фердинанда Порше. Но мечта о покорении двух стихий разом порой завладевала и вполне гражданскими конструкторами, которые заботились вовсе не о скорейшем форсировании водных преград повзводно и поротно, а единственно о максимально экзотическом развлечении. Ну или о рыбалке прямо из-за руля.
Само собой, строили амфибии и в Советском Союзе. Преимущественно по заказу оборонного ведомства, но среди проектов огромных транспортеров и плавающих танков встречались и такие, которые могли бы произвести фурор среди тогдашних колхозников, появись они в свободной продаже. О создании водоплавающего автомобиля мечтали даже на ВАЗе, построив несколько опытных экземпляров (конечно, на базе «Нивы»), а одним из последних советских проектов стал «Ягуар», созданный в Ульяновске на основе знаменитого УАЗ-469.
Он отличался от донора собственной системой полного привода, уникальным кузовом-лодкой и потрясающей живучестью. Поговаривали, что экспериментаторы, отчаявшись добиться от «Ягуара» недостатков, предпринимали откровенные усилия его утопить в матушке Волге — и не преуспели. Бедняга, правда, лопал бензин в три горла и был удручающе тихоходным, но к середине 80-х все же получил признание в ответственных кругах. Угадайте, что встало на пути «Ягуара»?
На Западе к тому моменту уже вовсю рукоплескали Джеймсу Бонду, великому агенту 007 и смелому испытателю шпионских гаджетов, созданных сумрачным гением Q. Одним из таких устройств как раз и стала амфибия. Для создания образа водоплавающего автомобиля съемочная группа фильма «Шпион, который меня любил» использовала действительно эффектный суперкар Lotus Esprit, причем сразу в нескольких экземплярах для разных съемочных планов. По слухам, как минимум, одна киношная амфибия действительно умела плавать. И, возможно, именно ее и продали через несколько лет с аукциона за внушительную сумму в 989 000 долларов, но к этой сделке мы еще вернемся.
Образ субмарины Джеймса Бонда, над которым незримой тенью витал другой образ — великого Колина Чэпмена, настолько глубоко впечатался в детскую память будущих дизайнеров-фриков из швейцарского ателье Rinspeed, что однажды они взяли другой Lotus (на этот раз Elise) и построили на его базе всамделишную подводную лодку. Случилось это в 2008 году, через три десятка лет после Джеймса.
Rinspeed sQuba действительно умел ездить по дорогам (правда, не быстрее 120 км/ч) и передвигаться под водой. Последняя операция проделывалась за счет имплантированных в конструкцию винтов и водометных движителей с электроприводом. Был у прототипа лишь один маленький недостаток — отсутствие крыши, и поэтому, погружаясь, водителю и пассажиру приходилось подключаться к бортовым кислородным баллонам.
Интересно, что несколькими годами ранее в Rinspeed соорудили еще одну амфибию, на этот раз по имени Splash, и угодили с ней прямиком в Книгу рекордов Гиннесса.
Дело в том, что Splash хоть и не был способен погружаться, зато по поверхности воды носился завидными темпами. Открытый автомобильчик снабдили, как сказали бы сейчас, элементами активной аэродинамики — антикрылом и порогами с сервоприводами, которые в мокрой стихии превращались в подводные крылья. Именно благодаря им однажды Splash переправился через Ла-Манш всего за три часа, что и признали официальным рекордом (правда, среди катеров).
Уже очень скоро неофициальным лидером этой экстравагантной индустрии стала американская компания Watercar, которая к 2010 году построила три прототипа амфибий с 450-сильным мотором от Chevrolet Corvette (кстати, легендарный суперкар через считаные недели переживет настоящую техническую революцию). А тремя годами позже американцы представили уже коммерческий проект — амфибию по имени Panther, очень похожую на стилизованный под лодку Jeep Wrangler. Она тоже плавает весьма проворно, но не за счет мощности мотора, а благодаря эффекту глиссирования. «Джип» с функционалом катера? 140 000 долларов — и он ваш.
Еще один забавный водоплавающий родстер строят в Великобритании. Называется он Aquada, разработан компанией Gibbs Technologies и полностью лишен дверей: его кузов представляет собой этакую пластиковую мыльницу, забираться в которую нужно как в лодку — через борт. Сами разработчики заявляют, что в ходе создания амфибии умудрились получить около 60 патентов. Aquada тоже, кстати, плавала через Ла-Манш, причем отважился на такое путешествие сам Ричард Брэнсон, великий и ужасный глава Virgin.
А что если вы готовы пожертвовать скоростью на воде в угоду комфорту и толпе оболтусов-друзей? Тогда придется снова вернуться в США и присмотреться к настоящему плавающему автобусу Terra Wind от компании CAMI. Обычный с виду автобус-кемпер оснащен алюминиевым понтоном и двумя гребными винтами и способен при необходимости превратиться в неторопливую, но исключительно комфортабельную яхту, даже с откидным помостом для ныряния.
Вообще, амфибии выдумывают по одной из двух концепций: либо лодке приделывают колеса, либо автомобиль учат плавать. Совместить оба подхода еще в 70-е годы попытался известный дизайнер Брукс Стивенс (имевший непосредственное отношение, например, к уже упомянутой марке Jeep), создав проект Evinrude Lakester.
В понимании Стивенса настоящая амфибия должна была быть составной: добротный катер, который мог бы устанавливаться на колесную тележку, причем органы управления и двигатель у этого сборного монстрика должны были быть общими для обеих частей. В идеале, съезжая с тележки в воду на катере и возвращаясь обратно, пользователь Lakester вообще не должен был покидать пост управления. Правда, во время воплощения идеи разработчики столкнулись с рядом неразрешимых трудностей и вынуждены были идею похоронить.
А идея, между тем, вполне в духе известного чудака Илона Маска, не правда ли? Обещали — выполняем: именно Маск несколько лет назад выкупил у создателей тот самый водоплавающий Esprit Джеймса Бонда. И пообещал, что при помощи собственных разработок и нескольких электромоторов научит-таки суперкар по-настоящему плавать и по воде, и под водой, хоть и не уточнил, когда именно это случится. Впрочем, Илон уже запустил один электромобиль в космос - что ему какой-то океан?
авто корабли