Нескучные новости на Mudrila.ru

Почему в XIX веке фермеры заказывали парадные портреты своих толстых коров, свиней и овец

2020-09-10 13:05:05
Не самое дешевое удовольствие, между прочим.

Вместе с промышленной революцией в Англии и последовавшим ростом населения возникла нужда в толстом скоте. Конечно, толстый скот хорош во все времена. Но именно в конце XVIII и в начале XIX века упитанные свиньи и могучие коровы стали необходимы англичанам как воздух. И фермеры начали уделять особое внимание рациону скота.
С 1710-х по 1790-е средний вес английской коровы вырос втрое. А в 1802 году почти весь Лондон собрался поглазеть на невиданное чудо — быка весом 1,3 тонны, привезенного в столицу из города Дарема. Бык приобрел такую популярность, что его стали рисовать на фарфоровых тарелках. Кроме того, в Англии до сих пор работают несколько пабов «Даремский бык».
В погоне за толщиной и нажористостью скота фермеры шли на самые разные эксперименты: кормили животных жмыхом и репой, следили, чтобы они как можно меньше двигались. А если животное достигало достойных размеров, фермер заказывал портрет, увековечивавший красоту его скота.
Подозреваем, что живописцы, желая польстить заказчику, изображали его животное еще более массивным, чем оно было в жизни.

Подобные портреты несли сразу две функции. Во-первых, представительскую. Портреты толстого скота для скотоводов XIX века играли ту же роль, что дорогие часы для бизнесменов XXI столетия: аксессуар не обязательный, но впечатление производит. К тому же выращивание толстого скота считалось делом патриотическим. (Поэтому откормленное животное часто переименовывали в Патриота.)
Во-вторых, подобные портреты были рекламой скотоводческого хозяйства. Зачастую под портретами указывались клички животных, фамилия владельца, а иногда и адрес фермы. Да что там, на картине мог присутствовать и сам заводчик. Он либо кормил животных, либо просто стоял рядом и с гордостью взирал на свои жирные творения.

Но имей в виду, что, когда мы пишем «фермеры», мы подразумеваем не простых фермеров, а фермеров-джентльменов. То есть полноправных владельцев земли часто аристократического происхождения. Обычным фермерам, жившим на чужих землях, а тем более крестьянам, некогда было экспериментировать с откармливанием скота. А вот у фермеров-джентльменов времени было хоть отбавляй.
Одним из наиболее известных заводчиков толстого рогатого и нерогатого скота в Англии был супруг королевы Виктории принц Альберт. А кто задает моду, если не принц-консорт? Так что практически любой джентльмен, не посвятивший свою жизнь военной или политической карьере, обзаводился в итоге фермой.
Согласно историку Харриет Ритво, одним из самых популярных советов в сельскохозяйственных журналах XIX века был совет «простым фермерам» не пытаться соревноваться с толстыми животными джентльменов, у которых на достижение подобных результатов было куда больше времени и ресурсов.

Аристократическая мода на животноводство добралась и до России. Так, собственным животноводческим хозяйством пытался обзавестись один из богатейших наследников империи, Феликс Юсупов. Вот примечательный отрывок из его мемуаров:
«Лето я провел в Архангельском. Видел животных, свое английское приобретение. Отец был доволен ими, даже заказал мне еще трех коров и быка. Я тотчас телеграфировал в Лондон, как умел по-английски: "Please send me one man cow and three Jersey women" ("Прошу прислать одну мужскую корову и трех женских"). Поняли меня правильно, судя по присланному заказу, но какой-то шутник-журналист раздобыл мою телеграмму, напечатал ее в английских газетах, и стал я посмешищем всех моих лондонских друзей».
В галерее ниже еще несколько портретов выдающихся толстых животных.





животные искусство
Комментарии (0):
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии на сайте. Используй для входа свой аккаунт в социальной сети:

Еще интересное: