Похитители тел и анатомические убийства (видео)
2024-02-22 19:05:13
Развитие науки, в том числе анатомии, в XIX веке имело и обратную сторону — из-за нехватки тел для вскрытия предприимчивые негодяи начали раскапывать могилы, а затем и просто убивать ради продажи тел студентам и профессорам анатомии. Безумнее всего, что подобные преступления продолжились в мире как минимум до 1992 года, так что жертвой «анатомического убийства» гипотетически можно стать и по сей день.
Не самая лучшая сохранившаяся до наших дней викторианская традиция!
Анатомические театры и бизнес «воскресителей»
Триумф науки, начавшийся в эпоху Возрождения и продолжившийся в Новое и Новейшее время, с одной стороны принес в темный мир европейского Средневековья свет прогресса и цивилизации, а с другой — породил множество чудовищ. Одним из таких стали «анатомические убийства» — преступления, главной целью которых было сбыть свежеполученный труп докторам и студентам для вскрытия.
Особенно ярко это явление проявило себя в Великобритании в XIX веке. Лиза Рознер в книге «Анатомические убийства» утверждает, что бум медицины и анатомии на Британских островах начался после наполеоновских войн и привел к тому, что возник спрос на мертвые тела. Тут же появилось и предложение: банды и одиночки выкапывали свежих покойников и продавали их ученым для вскрытия.
Бизнес «воскресителей», как их иронично называли британцы, обрел такой размах, что родственники покойных предпринимали множество шагов, чтобы обезопасить усопших. Они охраняли захоронения до истлевания тел, ставили на могилах ловушки, или старались затруднить доступ к трупам с помощью стальных решеток или каменных плит.
Однажды кому-то из негодяев в голову пришла «замечательная» идея. Зачем выкапывать свежее тело, если его можно создать своими руками, прибив какого-нибудь бродягу и притащив труп в анатомичку? Так и началась волна анатомических убийств в Великобритании.
Впрочем, единичные случаи были и до XIX века. Как пишет Дон Шелтон в статье «Новая одежда императора», еще в XVIII веке выдающегося британского акушера Уильяма Смелли обвиняли в убийствах ради получения трупов для его иллюстрированного учебника по родовспоможению. Тем не менее, основная волна насилия прошла именно в XIX веке, и на гребне ее были два Уильяма — Бёрк и Хэр — поставившие анатомические убийства на поток.
Эдинбургские маньяки. История Бёрка и Хэра
Оба Уильяма родились в Ирландии и до того, как познакомиться в Эдинбурге ничего особо криминального не творили. Как утверждает Бен Джонсон в статье «История Бёрка и Хэра, печально известных расхитителей могил и убийц в Эдинбурге XIX века» будущие преступники познакомились друг с другом и стали близкими друзьями, когда Бёрк переехал с любовницей по имени Хелен Макдугал в квартиру в Таннерз-Клоуз в районе Вест-Порт в Эдинбурге. Хэр жил там же, управляя пансионом, где сдавал квартиры в аренду с Маргарет Лэрд, с которой состоял в отношениях (они изображали мужа и жену).
Перейти на скользкую дорожку приятелям помог случай. Один из квартирантов Хэра по имени Дональд умер 29 ноября 1827 года, задолжав за аренду. Предприимчивые ирландцы вскрыли гроб, напихали вместо тела дубовой коры, заколотили его, а труп спрятали под кроватью.
Как только стемнело, они отвезли Дональда в Эдинбургский университет и продали его профессору и популярному лектору Эдварду Ноксу. Получив за труп десять фунтов (немалые по тем временам деньги), парочка поняла, что это золотая жила. Уже в 1828 году они совершили первое убийство.
Когда очередной квартирант по имени Джозеф заболел, они не стали дожидаться, а помогли ему отойти в мир иной, сначала напоив виски, а затем задушив. Бёрк навалился всей тушей на грудь жертве, обездвижив ее, а Хэр накрыл лицо подушкой, не давая дышать.
Всего подобным образом негодяи убили 16 человек. Обычно жертвами становились люди, остановившиеся в комнатах, которые сдавал Хэр и согласившиеся выпить с ним и Бёрком. Особняком стоит циничное убийство бабушки и немого малолетнего внука. Пока малец сидел на кухне у очага, негодяи расправились со старушкой, а затем просто отнесли ребенка к телу покойной и умертвили прямо там.
Последнее преступление Уильямы совершили 31 октября 1828 года, убив соотечественницу Маргарет Догерти. Именно тут они и погорели, так как вызвали подозрения пары постояльцев — Энн и Джеймса Грей — которые обнаружили тело и сдали убийц полиции.
Во время следствия Хэр заключил сделку, рассказав всю историю с подробностями, при этом выторговав помилование. Так что за все убийства заплатил лишь Бёрк, которого повесили 28 января 1829 года при стечении толпы в 25 тысяч человек. Ажиотаж был такой, что места для удобного наблюдения за казнью продавали за баснословные деньги.
Труп Бёрка был препарирован профессором Монро, который написал его кровью: «Это написано кровью У.М. Бёрка, который был повешен в Эдинбурге. Эта кровь была взята у него из головы». Скелет повешенного до сих пор хранится в Анатомическом музее Эдинбургской медицинской школы, а посмертная маска и книга, которая была переплетена его кожей — в музее Зала Хирургов Эдинбурга.
Уильям Хэр, счастливо избежавший правосудия, переехал в Демпфис, где его узнал попутчик и огромная толпа окружила гостиницу, желая расправиться с негодяем. Его спасла прибывшая полиция, которая помогла перебраться в Англию, где следы убийцы затерялись.
Бен Джонсон в вышеназванной статье приводит слухи о том, что мстители все же нашли Хэра и разъяренная толпа сбросила его в известковый карьер, где он ослеп и прожил остаток дней, прося милостыню на улицах Лондона.
В 2010-м о горе-убийцах сняли циничную, но чертовски забавную комедию «Руки-ноги за любовь»
К слову, именно в Лондоне проявили себя последователи Эдинбургских маньяков — банда Бетнал Грин.
Лондонские убийцы
5 ноября 1831 года два подозрительных типа — Джон Бишоп и Томас Уильямс — доставили тело 14-летнего мальчика в школу анатомии, которая принадлежала Королевскому колледжу на Стрэнде. Как утверждает Невилл Гудман в статье «Поставка тел для вскрытия», преподаватель анатомии Ричард Партридж, осмотрев тело, заподозрил, что что-то не так и вызвал полицию.
Подельников арестовали, и те признались, что были частью группировки, позже известной как банда Бетнал Грин (по району проживания негодяев). Также их называли «лондонскими бёркерами» — по фамилии одного из эдинбургских убийц.
Негодяи заманивали подростков, опаивали их вином и опиумом, а затем, привязав за ноги, сбрасывали в колодец в надежде, что те сломают от удара шеи. Всего они признались в убийстве трех подростков и похищении 1000 тел для продажи их анатомам.
Бишоп и Уильямс были повешены в Ньюгейте 5 декабря 1831 года. Наблюдать за казнью пришло 30 тысяч человек, а трупы были препарированы при большом количестве зрителей. Еще один из подельников, Джеймс Мэй, был приговорен к каторге и умер там через три года.
На этом анатомические убийства не закончились. В этом же 1831 году некий Эдвард Кук убил Кэтрин Уолш из Уайтчепела, а его сообщница Элизабет Росс попыталась продать тело хирургам. Ее изобличили, и обоих повесили.
Все эти отвратительные события привели к тому, что в 1832 году был принят «закон об анатомии», разрешивший врачам, преподавателям анатомии и студентам-медикам более широкий доступ к трупам и позволивший легально завещать свое тело медицинской науке. Этот закон выбил почву у негодяев из-под ног, и анатомические убийства прекратились.
…Чтобы вернуться к нам в конце XX века.
Анатомические убийства в Колумбии
Не так уж давно, в марте 1992 года, Колумбию захлестнул скандал, взбудораживший даже привыкших к постоянным убийствам и насилию местных жителей.
Как пишет Дэвид Маркус в статье «Дело о продаже трупов возмущает колумбийцев. Полиция утверждает, что бездомных убивали, чтобы получить тела для медицинской школы» 29 февраля в полицию обратился окровавленный сборщик мусора по имени Оскар Рафаэль Эрнандес и рассказал жуткую историю. Ночью охрана Свободного университета Барранкильи вызвала его, чтоб забрать коробки. Как только 24-летний Оскар зашел внутрь, ему ударили дубинкой по голове и выстрелили в него из пистолета. Оставив парня умирать на анатомическом столе, охранник сказал коллеге: «Нам нужен еще один, чтобы заполнить квоту».
Скоро Оскар услышал звуки борьбы и крики и на соседний стол легло еще одно тело. Как он сбежал, неизвестно, но даже видавший виды полицейский не стал отмахиваться и вместе с коллегами ворвался в университет, обнаружив там жуткую картину. На столе лежал, умирая, еще один избитый мусорщик, а в морге нашлись 10 недавно убитых бездомных и части тел еще 14-ти.
В процессе расследования арестовали 15 человек, в том числе начальника охраны, контроллера университета и профессора морфологии. Президент университета был уволен, а ректор (видимо в Колумбии это разные должности) Хосе Рамон Наварро Мохика, являющийся также сенатором, был вынужден уйти из (какая ирония!) комитета по этике.
На основании улик полиция предположила, что охрана в течение нескольких месяцев заманивала в университет мусорщиков и бездомных, убивала их и продавала тела, зарабатывая по 200 долларов за труп.
На фоне протестов университет был временно закрыт, а студенты отправились по домам. Естественно, ректор все отрицал, заявив, что охрана просто подралась с бездомными и некоторых из них ранила.
Звучит безумно, но итоге никого так и не наказали. Продолжили ли медицинские школы Колумбии убивать бездомных и препарировать их на анатомических столах — неизвестно. Так что если поедете в Колумбию — не заходите ночью в медицинские школы, мало ли что.
Не самая лучшая сохранившаяся до наших дней викторианская традиция!
Анатомические театры и бизнес «воскресителей»
Триумф науки, начавшийся в эпоху Возрождения и продолжившийся в Новое и Новейшее время, с одной стороны принес в темный мир европейского Средневековья свет прогресса и цивилизации, а с другой — породил множество чудовищ. Одним из таких стали «анатомические убийства» — преступления, главной целью которых было сбыть свежеполученный труп докторам и студентам для вскрытия.
Особенно ярко это явление проявило себя в Великобритании в XIX веке. Лиза Рознер в книге «Анатомические убийства» утверждает, что бум медицины и анатомии на Британских островах начался после наполеоновских войн и привел к тому, что возник спрос на мертвые тела. Тут же появилось и предложение: банды и одиночки выкапывали свежих покойников и продавали их ученым для вскрытия.
Бизнес «воскресителей», как их иронично называли британцы, обрел такой размах, что родственники покойных предпринимали множество шагов, чтобы обезопасить усопших. Они охраняли захоронения до истлевания тел, ставили на могилах ловушки, или старались затруднить доступ к трупам с помощью стальных решеток или каменных плит.
Однажды кому-то из негодяев в голову пришла «замечательная» идея. Зачем выкапывать свежее тело, если его можно создать своими руками, прибив какого-нибудь бродягу и притащив труп в анатомичку? Так и началась волна анатомических убийств в Великобритании.
Впрочем, единичные случаи были и до XIX века. Как пишет Дон Шелтон в статье «Новая одежда императора», еще в XVIII веке выдающегося британского акушера Уильяма Смелли обвиняли в убийствах ради получения трупов для его иллюстрированного учебника по родовспоможению. Тем не менее, основная волна насилия прошла именно в XIX веке, и на гребне ее были два Уильяма — Бёрк и Хэр — поставившие анатомические убийства на поток.
Эдинбургские маньяки. История Бёрка и Хэра
Оба Уильяма родились в Ирландии и до того, как познакомиться в Эдинбурге ничего особо криминального не творили. Как утверждает Бен Джонсон в статье «История Бёрка и Хэра, печально известных расхитителей могил и убийц в Эдинбурге XIX века» будущие преступники познакомились друг с другом и стали близкими друзьями, когда Бёрк переехал с любовницей по имени Хелен Макдугал в квартиру в Таннерз-Клоуз в районе Вест-Порт в Эдинбурге. Хэр жил там же, управляя пансионом, где сдавал квартиры в аренду с Маргарет Лэрд, с которой состоял в отношениях (они изображали мужа и жену).
Перейти на скользкую дорожку приятелям помог случай. Один из квартирантов Хэра по имени Дональд умер 29 ноября 1827 года, задолжав за аренду. Предприимчивые ирландцы вскрыли гроб, напихали вместо тела дубовой коры, заколотили его, а труп спрятали под кроватью.
Как только стемнело, они отвезли Дональда в Эдинбургский университет и продали его профессору и популярному лектору Эдварду Ноксу. Получив за труп десять фунтов (немалые по тем временам деньги), парочка поняла, что это золотая жила. Уже в 1828 году они совершили первое убийство.
Когда очередной квартирант по имени Джозеф заболел, они не стали дожидаться, а помогли ему отойти в мир иной, сначала напоив виски, а затем задушив. Бёрк навалился всей тушей на грудь жертве, обездвижив ее, а Хэр накрыл лицо подушкой, не давая дышать.
Всего подобным образом негодяи убили 16 человек. Обычно жертвами становились люди, остановившиеся в комнатах, которые сдавал Хэр и согласившиеся выпить с ним и Бёрком. Особняком стоит циничное убийство бабушки и немого малолетнего внука. Пока малец сидел на кухне у очага, негодяи расправились со старушкой, а затем просто отнесли ребенка к телу покойной и умертвили прямо там.
Последнее преступление Уильямы совершили 31 октября 1828 года, убив соотечественницу Маргарет Догерти. Именно тут они и погорели, так как вызвали подозрения пары постояльцев — Энн и Джеймса Грей — которые обнаружили тело и сдали убийц полиции.
Во время следствия Хэр заключил сделку, рассказав всю историю с подробностями, при этом выторговав помилование. Так что за все убийства заплатил лишь Бёрк, которого повесили 28 января 1829 года при стечении толпы в 25 тысяч человек. Ажиотаж был такой, что места для удобного наблюдения за казнью продавали за баснословные деньги.
Труп Бёрка был препарирован профессором Монро, который написал его кровью: «Это написано кровью У.М. Бёрка, который был повешен в Эдинбурге. Эта кровь была взята у него из головы». Скелет повешенного до сих пор хранится в Анатомическом музее Эдинбургской медицинской школы, а посмертная маска и книга, которая была переплетена его кожей — в музее Зала Хирургов Эдинбурга.
Уильям Хэр, счастливо избежавший правосудия, переехал в Демпфис, где его узнал попутчик и огромная толпа окружила гостиницу, желая расправиться с негодяем. Его спасла прибывшая полиция, которая помогла перебраться в Англию, где следы убийцы затерялись.
Бен Джонсон в вышеназванной статье приводит слухи о том, что мстители все же нашли Хэра и разъяренная толпа сбросила его в известковый карьер, где он ослеп и прожил остаток дней, прося милостыню на улицах Лондона.
В 2010-м о горе-убийцах сняли циничную, но чертовски забавную комедию «Руки-ноги за любовь»
К слову, именно в Лондоне проявили себя последователи Эдинбургских маньяков — банда Бетнал Грин.
Лондонские убийцы
5 ноября 1831 года два подозрительных типа — Джон Бишоп и Томас Уильямс — доставили тело 14-летнего мальчика в школу анатомии, которая принадлежала Королевскому колледжу на Стрэнде. Как утверждает Невилл Гудман в статье «Поставка тел для вскрытия», преподаватель анатомии Ричард Партридж, осмотрев тело, заподозрил, что что-то не так и вызвал полицию.
Подельников арестовали, и те признались, что были частью группировки, позже известной как банда Бетнал Грин (по району проживания негодяев). Также их называли «лондонскими бёркерами» — по фамилии одного из эдинбургских убийц.
Негодяи заманивали подростков, опаивали их вином и опиумом, а затем, привязав за ноги, сбрасывали в колодец в надежде, что те сломают от удара шеи. Всего они признались в убийстве трех подростков и похищении 1000 тел для продажи их анатомам.
Бишоп и Уильямс были повешены в Ньюгейте 5 декабря 1831 года. Наблюдать за казнью пришло 30 тысяч человек, а трупы были препарированы при большом количестве зрителей. Еще один из подельников, Джеймс Мэй, был приговорен к каторге и умер там через три года.
На этом анатомические убийства не закончились. В этом же 1831 году некий Эдвард Кук убил Кэтрин Уолш из Уайтчепела, а его сообщница Элизабет Росс попыталась продать тело хирургам. Ее изобличили, и обоих повесили.
Все эти отвратительные события привели к тому, что в 1832 году был принят «закон об анатомии», разрешивший врачам, преподавателям анатомии и студентам-медикам более широкий доступ к трупам и позволивший легально завещать свое тело медицинской науке. Этот закон выбил почву у негодяев из-под ног, и анатомические убийства прекратились.
…Чтобы вернуться к нам в конце XX века.
Анатомические убийства в Колумбии
Не так уж давно, в марте 1992 года, Колумбию захлестнул скандал, взбудораживший даже привыкших к постоянным убийствам и насилию местных жителей.
Как пишет Дэвид Маркус в статье «Дело о продаже трупов возмущает колумбийцев. Полиция утверждает, что бездомных убивали, чтобы получить тела для медицинской школы» 29 февраля в полицию обратился окровавленный сборщик мусора по имени Оскар Рафаэль Эрнандес и рассказал жуткую историю. Ночью охрана Свободного университета Барранкильи вызвала его, чтоб забрать коробки. Как только 24-летний Оскар зашел внутрь, ему ударили дубинкой по голове и выстрелили в него из пистолета. Оставив парня умирать на анатомическом столе, охранник сказал коллеге: «Нам нужен еще один, чтобы заполнить квоту».
Скоро Оскар услышал звуки борьбы и крики и на соседний стол легло еще одно тело. Как он сбежал, неизвестно, но даже видавший виды полицейский не стал отмахиваться и вместе с коллегами ворвался в университет, обнаружив там жуткую картину. На столе лежал, умирая, еще один избитый мусорщик, а в морге нашлись 10 недавно убитых бездомных и части тел еще 14-ти.
В процессе расследования арестовали 15 человек, в том числе начальника охраны, контроллера университета и профессора морфологии. Президент университета был уволен, а ректор (видимо в Колумбии это разные должности) Хосе Рамон Наварро Мохика, являющийся также сенатором, был вынужден уйти из (какая ирония!) комитета по этике.
На основании улик полиция предположила, что охрана в течение нескольких месяцев заманивала в университет мусорщиков и бездомных, убивала их и продавала тела, зарабатывая по 200 долларов за труп.
На фоне протестов университет был временно закрыт, а студенты отправились по домам. Естественно, ректор все отрицал, заявив, что охрана просто подралась с бездомными и некоторых из них ранила.
Звучит безумно, но итоге никого так и не наказали. Продолжили ли медицинские школы Колумбии убивать бездомных и препарировать их на анатомических столах — неизвестно. Так что если поедете в Колумбию — не заходите ночью в медицинские школы, мало ли что.
история