Что значат названия и обозначения гражданских самолетов (11 фото)
2024-05-31 09:51:22
Как называют самолеты? Совсем не так, как поезда!
Глава «Ростеха» Сергей Чемезов в интервью «РБК» сказал, что гражданские самолеты, которые производит Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), могут получить общий бренд, и это, скорее всего, будет «Яковлев». Это будет логичный шаг, потому что в нынешних обозначениях «Суперджет-100» и МС-21 нет общей логики. Но по каким принципам выбирают названия и обозначения гражданских самолетов?
Обычно производители используют для всех своих моделей общий бренд, так удобнее. Когда-то большинство компаний назывались по фамилии владельца, который часто был и главным конструктором: Уильям Боинг, Дональд Дуглас, Марсель Дассо (до войны носил фамилию Блох), Игорь Сикорский, Хуго Юнкерс, Антон Фоккер, Клаудиус Дорнье и многие другие дали свои фамилии самолетам.
В СССР эту традицию подхватили — правда, не сразу. Сначала гражданские самолеты называли по-разному. Андрей Николаевич Туполев использовал свои инициалы АНТ, его коллега Константин Калинин обошелся первой буквой фамилии. Потом самолеты надо называть по назначению, и все пассажирские самолеты получили обозначение «ПС».
В 1940 году Наркомат оборонной промышленности, который управлял и авиапромом, выпустил приказ, по которому самолеты надлежало обозначать двумя первыми буквами фамилии конструктора и номером.
При создании новых самолетов в Российской Федерации никаких правил уже не было. Нынешний «Суперджет» на стадии проекта назывался Russian Regional Jet, в 2006 году был переименован в Sukhoi Super Jet — сокращенно SSJ100. А в прошлом году он снова сменил имя на «Суперджет-100». МС-21 означает «магистральный самолет XXI века».
А что означают цифры в названиях других моделей? Довольно часто — ничего, их дают просто для того, чтобы отличать одну модель от других. А иногда в них есть смысл. Или был.
По порядку становись!
Когда-то авиаконструкторы не очень задумывались о том, как обозначить новую модель. Вот, например, на фирме Douglas пассажирские самолеты просто нумеровали по порядку после букв DC (Douglas Commercial). Всемирную известность компании принес DC-3, который стал довольно популярным в качестве пассажирского лайнера, но наиболее широко использовалась его транспортная версия, которая по правилам ВВС США получила обозначение С-47.
Потом компания выпускала популярные четырехмоторные поршневые DC-4, DC-6 и DC-7. Нет, они не пропустили число 5, просто DC-5 было сделано всего 12 штук, поскольку из-за начавшейся Второй мировой войны гражданским авиакомпаниям стало не до новых самолетов, а военным машина не подошла.
Ну а дальше пошли реактивные: четырехдвигательный DC-8, двухдвигательный DC-9 и широкофюзеляжный DC-10. Потом Douglas слился с McDonnell, модернизированные DC-9 переименовали в MD-80 и MD-90, а улучшенная «десятка» стала MD-11.
В СССР по упомянутому приказу Наркомата обороны нечетные числа отводились истребителям, а четные — их потенциальным жертвам, то есть всем остальным типам самолетов. Именно поэтому, например, первая разработка Олега Антонова была названа Ан-2.
Давайте сделаем это красиво
Советская система не определяла никаких правил выбора индексов, поэтому в ней были возможны повторы у разных «фирм». Так, без всяких проблем в СССР сосуществовали среднемагистральный флагман «Аэрофлота» Ил-12, грузовой Ан-12 и маленький Як-12.
Андрей Туполев, который был не только отличным конструктором, но и талантливым управленцем, после поименованного по порядку первенца пассажирской реактивной авиации СССР Ту-104 закрепил принцип формирования индекса: первая единица, последняя четверка и какая-то цифра между ними. Возможно, его натолкнул на это неуспех четырехдвигательного Ту-110. А может быть, он посмотрел на Boeing, который своему первому реактивному лайнеру дал запоминающийся индекс 707. Как бы там ни было, дальнемагистральный Ту-114 получил официальное наименование не по порядку: в документах (конечно, секретных) он сначала именовался «изделием 107». Ну а дальше пошли Ту-124, 134 и так далее.
Однако в восьмидесятые годы КБ решило продемонстрировать переход «на новый уровень», и замену Ту-154 решили назвать Ту-204, а Ту-134 — 334. Ту-204 хотя и дошел до производства, успехов своего предшественника повторить не сумел, а Ту-334 и вовсе не продвинулся дальше опытного образца. Ведущие блогов и программ о мистических историях в этом месте глубокомысленно посмотрели бы в камеру и проговорили бы глухим голосом: «Магия цифр не прощает нарушений…»
Счастливая семерка
Boeing выбрал обозначение 707 не просто так. С тридцатых годов он использовал систему обозначений, в которой первая цифра в трехзначном обозначении модели соответствовала типу самолета. Например, поршневые авиалайнеры носили обозначения 307 и 377, знаменитые бомбардировщики B-52 начинали разрабатываться как модель 464. Пятисотые номера зарезервировали для турбовинтовых, а шестисотые — для ракетной техники.
Пассажиры садятся в самолет Lufthansa Boeing 707 D-ABOC в Берлине. Аэропорт Кельн-Бонн, Кельн, Германия, 1965 г.
Свой первый реактивный авиалайнер Boeing сделал на основе проекта реактивного самолета-заправщика. Из соображений секретности индекс прототипа был 367, как у поршневого заправщика, а чтобы «свои» понимали, о чем речь, он назывался 367-80 или просто Dash 80 («дефис восемьдесят»). Но для вывода на рынок это, конечно, не годилось.
Для принципиально нового продукта открыли новую серию — 700. А вторую семерку добавили просто для красоты.
B-025 выступает во время авиационно-космического шоу Beyond The Horizon на базе ВВС Максвелл в Монтгомери, штат Алабама, 7 апреля 2024 г.
Семерка в конце индекса была до этого у нескольких пассажирских моделей: Boeing 247, 307 и 377. При некотором желании ее прямо или косвенно можно найти и у других успешных моделей. Например, летающие лодки 314: 14 — это дважды семь, а 3 плюс 4 — тоже семь. Даже B-52 и B-29 вписываются в эту картину: пять и два в сумме дают семь, и девять минус два тоже семь!
Хорошую традицию продолжили. Не без вариаций: индекс 717 сначала хотели отдать заправщику, но потом решили, что красивые числа нужнее для гражданских. Версию 707 для коротких рейсов зачем-то назвали Boeing 720. Потом его заменил более экономичный трехдвигательный 727. А 717 использовали для переименования MD-90.
Слова, слова, слова…
В те времена авиакомпании стремились привлекать пассажиров не только сервисом, но и новейшими самолетами, поэтому в ходу были и названия от производителей, и придуманные самими авиакомпаниями. Например, Boeing 307 назвали Stratoliner — «Лайнер для стратосферы». У него первого появился герметичный фюзеляж, и это позволяло ему летать на большой высоте. А его преемник 377 назвали Stratocruiser, подчеркивая увеличенную дальность полета. Его конкурент от Lockheed назывался Constellation — «Созвездие». Douglas долго делал вид, что ему не до таких мелочей, но все же не выдержал и обыграл обозначение своей флагманской модели DC-7С в названии Seven Seas («Семь морей») — по-английски 7С звучит именно так.
В Европе тоже любили называть самолеты словами. Например, британская Vickers использовала для своих самолетов слова на буквы V и W. В их числе — первый в мире турбовинтовой лайнер Viscount и более солидный, но менее успешный Vanguard. А Bristol, видимо, по той же логике давал своим самолетам и автомобилям названия на букву B. Правда, cерийный авиалайнер у него был всего один — Britannia.
Другие британские производители были не так педантичны. Первый реактивный авиалайнер в мире, который выпустил De Havilland, назывался Comet («Комета»), а первый в мире трехдвигательный реактивный авиалайнер HS-121 его производитель Hawker Siddeley назвал Trident («Трезубец»).
Во Франции первый реактивный лайнер назвали Caravelle («Каравелла», если вам нужен перевод), второй — Mercure («Меркурий»), а разработанный совместно с британцами сверхзвуковой самолет — Concorde («Согласие»).
Глава «Ростеха» Сергей Чемезов в интервью «РБК» сказал, что гражданские самолеты, которые производит Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), могут получить общий бренд, и это, скорее всего, будет «Яковлев». Это будет логичный шаг, потому что в нынешних обозначениях «Суперджет-100» и МС-21 нет общей логики. Но по каким принципам выбирают названия и обозначения гражданских самолетов?
Обычно производители используют для всех своих моделей общий бренд, так удобнее. Когда-то большинство компаний назывались по фамилии владельца, который часто был и главным конструктором: Уильям Боинг, Дональд Дуглас, Марсель Дассо (до войны носил фамилию Блох), Игорь Сикорский, Хуго Юнкерс, Антон Фоккер, Клаудиус Дорнье и многие другие дали свои фамилии самолетам.
В СССР эту традицию подхватили — правда, не сразу. Сначала гражданские самолеты называли по-разному. Андрей Николаевич Туполев использовал свои инициалы АНТ, его коллега Константин Калинин обошелся первой буквой фамилии. Потом самолеты надо называть по назначению, и все пассажирские самолеты получили обозначение «ПС».
В 1940 году Наркомат оборонной промышленности, который управлял и авиапромом, выпустил приказ, по которому самолеты надлежало обозначать двумя первыми буквами фамилии конструктора и номером.
При создании новых самолетов в Российской Федерации никаких правил уже не было. Нынешний «Суперджет» на стадии проекта назывался Russian Regional Jet, в 2006 году был переименован в Sukhoi Super Jet — сокращенно SSJ100. А в прошлом году он снова сменил имя на «Суперджет-100». МС-21 означает «магистральный самолет XXI века».
А что означают цифры в названиях других моделей? Довольно часто — ничего, их дают просто для того, чтобы отличать одну модель от других. А иногда в них есть смысл. Или был.
По порядку становись!
Когда-то авиаконструкторы не очень задумывались о том, как обозначить новую модель. Вот, например, на фирме Douglas пассажирские самолеты просто нумеровали по порядку после букв DC (Douglas Commercial). Всемирную известность компании принес DC-3, который стал довольно популярным в качестве пассажирского лайнера, но наиболее широко использовалась его транспортная версия, которая по правилам ВВС США получила обозначение С-47.
Потом компания выпускала популярные четырехмоторные поршневые DC-4, DC-6 и DC-7. Нет, они не пропустили число 5, просто DC-5 было сделано всего 12 штук, поскольку из-за начавшейся Второй мировой войны гражданским авиакомпаниям стало не до новых самолетов, а военным машина не подошла.
Ну а дальше пошли реактивные: четырехдвигательный DC-8, двухдвигательный DC-9 и широкофюзеляжный DC-10. Потом Douglas слился с McDonnell, модернизированные DC-9 переименовали в MD-80 и MD-90, а улучшенная «десятка» стала MD-11.
В СССР по упомянутому приказу Наркомата обороны нечетные числа отводились истребителям, а четные — их потенциальным жертвам, то есть всем остальным типам самолетов. Именно поэтому, например, первая разработка Олега Антонова была названа Ан-2.
Давайте сделаем это красиво
Советская система не определяла никаких правил выбора индексов, поэтому в ней были возможны повторы у разных «фирм». Так, без всяких проблем в СССР сосуществовали среднемагистральный флагман «Аэрофлота» Ил-12, грузовой Ан-12 и маленький Як-12.
Андрей Туполев, который был не только отличным конструктором, но и талантливым управленцем, после поименованного по порядку первенца пассажирской реактивной авиации СССР Ту-104 закрепил принцип формирования индекса: первая единица, последняя четверка и какая-то цифра между ними. Возможно, его натолкнул на это неуспех четырехдвигательного Ту-110. А может быть, он посмотрел на Boeing, который своему первому реактивному лайнеру дал запоминающийся индекс 707. Как бы там ни было, дальнемагистральный Ту-114 получил официальное наименование не по порядку: в документах (конечно, секретных) он сначала именовался «изделием 107». Ну а дальше пошли Ту-124, 134 и так далее.
Однако в восьмидесятые годы КБ решило продемонстрировать переход «на новый уровень», и замену Ту-154 решили назвать Ту-204, а Ту-134 — 334. Ту-204 хотя и дошел до производства, успехов своего предшественника повторить не сумел, а Ту-334 и вовсе не продвинулся дальше опытного образца. Ведущие блогов и программ о мистических историях в этом месте глубокомысленно посмотрели бы в камеру и проговорили бы глухим голосом: «Магия цифр не прощает нарушений…»
Счастливая семерка
Boeing выбрал обозначение 707 не просто так. С тридцатых годов он использовал систему обозначений, в которой первая цифра в трехзначном обозначении модели соответствовала типу самолета. Например, поршневые авиалайнеры носили обозначения 307 и 377, знаменитые бомбардировщики B-52 начинали разрабатываться как модель 464. Пятисотые номера зарезервировали для турбовинтовых, а шестисотые — для ракетной техники.
Пассажиры садятся в самолет Lufthansa Boeing 707 D-ABOC в Берлине. Аэропорт Кельн-Бонн, Кельн, Германия, 1965 г.
Свой первый реактивный авиалайнер Boeing сделал на основе проекта реактивного самолета-заправщика. Из соображений секретности индекс прототипа был 367, как у поршневого заправщика, а чтобы «свои» понимали, о чем речь, он назывался 367-80 или просто Dash 80 («дефис восемьдесят»). Но для вывода на рынок это, конечно, не годилось.
Для принципиально нового продукта открыли новую серию — 700. А вторую семерку добавили просто для красоты.
B-025 выступает во время авиационно-космического шоу Beyond The Horizon на базе ВВС Максвелл в Монтгомери, штат Алабама, 7 апреля 2024 г.
Семерка в конце индекса была до этого у нескольких пассажирских моделей: Boeing 247, 307 и 377. При некотором желании ее прямо или косвенно можно найти и у других успешных моделей. Например, летающие лодки 314: 14 — это дважды семь, а 3 плюс 4 — тоже семь. Даже B-52 и B-29 вписываются в эту картину: пять и два в сумме дают семь, и девять минус два тоже семь!
Хорошую традицию продолжили. Не без вариаций: индекс 717 сначала хотели отдать заправщику, но потом решили, что красивые числа нужнее для гражданских. Версию 707 для коротких рейсов зачем-то назвали Boeing 720. Потом его заменил более экономичный трехдвигательный 727. А 717 использовали для переименования MD-90.
Слова, слова, слова…
В те времена авиакомпании стремились привлекать пассажиров не только сервисом, но и новейшими самолетами, поэтому в ходу были и названия от производителей, и придуманные самими авиакомпаниями. Например, Boeing 307 назвали Stratoliner — «Лайнер для стратосферы». У него первого появился герметичный фюзеляж, и это позволяло ему летать на большой высоте. А его преемник 377 назвали Stratocruiser, подчеркивая увеличенную дальность полета. Его конкурент от Lockheed назывался Constellation — «Созвездие». Douglas долго делал вид, что ему не до таких мелочей, но все же не выдержал и обыграл обозначение своей флагманской модели DC-7С в названии Seven Seas («Семь морей») — по-английски 7С звучит именно так.
В Европе тоже любили называть самолеты словами. Например, британская Vickers использовала для своих самолетов слова на буквы V и W. В их числе — первый в мире турбовинтовой лайнер Viscount и более солидный, но менее успешный Vanguard. А Bristol, видимо, по той же логике давал своим самолетам и автомобилям названия на букву B. Правда, cерийный авиалайнер у него был всего один — Britannia.
Другие британские производители были не так педантичны. Первый реактивный авиалайнер в мире, который выпустил De Havilland, назывался Comet («Комета»), а первый в мире трехдвигательный реактивный авиалайнер HS-121 его производитель Hawker Siddeley назвал Trident («Трезубец»).
Во Франции первый реактивный лайнер назвали Caravelle («Каравелла», если вам нужен перевод), второй — Mercure («Меркурий»), а разработанный совместно с британцами сверхзвуковой самолет — Concorde («Согласие»).
самолеты