6 ситуаций, когда человеческая глупость приводила к страшным последствиям
2020-04-21 13:05:04
Стремлению человека к познанию нового, как и к глупости, нет предела. И когда конспирологи говорят, что та или иная ситуация подстроена государством/масонами/инопланетянами, то они не принимают во внимание одну простую истину: большинство негативных событий происходит из-за человеческой глупости или халатности.
Порой глупость доводит до действительно страшных ситуаций, когда номинант на премию Дарвина забирает с собой ни в чём не повинных людей. Сегодня мы расскажем о действительно страшных вещах, обдумав которые понимаешь, что не будь в ней цепочки из лени и некомпетентности или одного «мотивированного» идиота — всё бы обошлось.
1 Катастрофа Airbus А310 под Междуреченском
23 марта 1994 года Airbus А310 вылетел из Москвы в Гонконг. Это был регулярный рейс с достаточно опытными пилотами. Командир воздушного судна (КВС) в какой-то момент допустил нахождение в кабине пилотов посторонних лиц, а именно своих детей. Пилоту оказалось этого мало, и он разрешил детям по очереди посидеть за штурвалом самолета. Сначала за штурвал села его дочь, которая не совершала никаких действий, после на смену ей пришёл сын КВС. Парень взялся за штурвал и начал его слегка покачивать из стороны в сторону, что, по сути, никак не влияло на функцию автопилота. Но в финале мальчик приложил к штурвалу слишком большое усилие в течение 30 секунд, из-за чего автопилот частично отключился, и самолёт начало кренить вправо. Справедливости ради стоит отметить, что такая особенность Airbus А310 не была задокументирована, однако в этом случае сигнализация отключения автопилота отсутствовала. Именно поэтому пилоты не заметили отключения системы.
Достаточно быстро крен достиг 45 градусов, что вызвало значительные положительные перегрузки. Когда пилоты заметили, что автопилот не работает, а самолёт имеет сильный крен, они попытались занять свои места и исправить ситуацию. Увы, вследствие больших перегрузок КВС и второй пилот не могли долгое время этого сделать. Более того, застрявший из-за этого в кресле КВС мальчик не мог высвободиться из него, и всё, что оставалось делать пилотам, — давать ему плохо скоординированные команды на профессиональном сленге, которых подросток, естественно, не понимал.
К этому моменту крен достиг 90 градусов, и путём отключения автопилота второму пилоту удалось вывести самолёт из сваливания и уменьшить нагрузку. Это помогло летчикам вытащить ребёнка из кресла и занять свои места. Пилотам даже удалось вернуть самолёт в нормальный режим полёта, но они не успели распознать, что летят на слишком малой высоте, и Airbus А310 зацепился за верхушки деревьев, после чего врезался в лес.
Из-за этой халатности погибли все находившиеся на борту 75 человек.
2 Пожар в «Хромой лошади»
Эта катастрофа произошла 5 декабря 2009 года и стала крупнейшим по числу жертв пожаром в современной России. В тот день в пермском клубе «Хромая лошадь» по случаю празднования восьмилетия заведения собралось около 300 человек, несмотря на то, что здание было рассчитано всего на 50 мест. Примерно в 11 вечера организаторы мероприятия устроили внутри клуба фейерверк. Существование запрета на подобные опасные действия в закрытом помещении не остановило владельцев «Хромой лошади». По версии следствия, возгорание началось из-за небольшой высоты потолка, а также из-за наличия на нём прутьев и холста. И возможно, у жертв было бы больше шансов на спасение, но владельцы клуба, вопреки всем пожарным требованиям, отделали стены пенопластом и пластиком, который быстро вспыхнул, и помещение моментально было заполнено продуктами горения.
Началась сильная паника, и люди ринулись через фойе и узкий коридор к основному выходу. Положение усугублялось тем, что сэкономили даже на аварийном освещении, и посетители не видели, по сути, ничего. Кроме того, отсутствовали схемы эвакуации, и о запасном выходе через кухню, который мог спасти многих людей, знал лишь персонал. Всё это привело к тому, что более половины жертв (101 человек) погибло в том же коридоре от удушения и ожогов. Из 137 спасённых и госпитализированных выжило 82 человека. Всего погибло 156 человек.
В дальнейшем следствием было установлено, что пенопластом были покрыты не только стены, но и потолок, что является грубым нарушением пожарной безопасности. Цепочка из глупости, экономии на всём и откатов привела к серьёзным последствиям. Как оказалось позже, в этом были виновны, помимо соучредителей, директоров и устроителей шоу, главный государственный инспектор Пермского края по пожарному надзору и инспекторы Госпожарнадзора.
3 Затопление теплохода «Булгария»
10 июля 2011 года теплоход «Булгария» проводил свой стандартный рейс по Куйбышевскому водохранилищу, находящемуся в Республике Татарстан. Примерно в 12:25 теплоход попал под порыв сильного ветра, после чего начался ливень с грозой. Из-за конструктивных особенностей судна и погодных условий крен составил 9 градусов. И трагедии удалось бы избежать, ведь судно было способно выдержать такой крен без затопления, но существовало несколько но.
Во-первых, сильная перегрузка судна. По материалам следствия, экипаж допустил на борт большее количество пассажиров, чем то, на которое он был рассчитан. Вместо 140 пассажиров на борту находились 201.
В-вторых, наличие неисправностей, на которые закрыли глаза, но которые не помешали экипажу выйти на маршрут ввиду халатности. Помимо неработающего левого главного дизель-генератора, в корпусе были четыре отверстия.
В-третьих, низкая квалификация и нехватка членов экипажа. Мало того, что были проигнорированы требования к устойчивости и непотопляемости судна, так ещё был допущен ряд «детских» ошибок, таких как неприятие необходимых мер безопасности даже после получения штормового предупреждения, самовольное отключение главного дизель-генератора правого борта, манёвры без учёта технических особенностей, и самое важное — открытые иллюминаторы правого и левого борта. Даже в машинном отделении после начала шторма, где практически не было членов экипажа, иллюминаторы не были задраены.
Как итог — при достижении крена в 9 градусов иллюминаторы правого борта вошли в воду, и она начала заполнять корабль. Пытаясь уменьшить воздействие ветра на левый борт, капитан для выравнивания судна приказал повернуть рули на 15 градусов влево, после чего крен увеличился ещё больше, и вода стала заполнять корабль ещё сильнее. Затем крен уже самостоятельно увеличился до 20 градусов, и судно опрокинулось на правый борт, а затем затонуло.
Катастрофа произошла достаточно быстро, на что повлияли плохие погодные условия и неправильная организация спасения. Всё это привело к гибели 122 человек. Следствие осудило генерального директора компании — субарендатора теплохода и старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра, обвинив их в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
4 Авария в Бхопале
В семидесятых годах XX века правительство Индии начало привлекать иностранные инвестиции в промышленность. Американская компания Union Carbide увидела в этом перспективы и построила завод по производству пестицидов в Бхопале. Поначалу завод импортировал химикаты с других предприятий американской компании. Но потом было принято решение синтезировать химикаты на месте для экономии, что подразумевало большую опасность ввиду сложности производства.
В то время завод производил инсектицид севин, который синтезировался из нескольких веществ. Одно из них — метилизоцианат — хранилось в трёх ёмкостях, частично вкопанных в землю. Каждая из ёмкостей вмещала до 60 тысяч литров жидкого инсектицида. Примерно в 00:30 3 декабря 1984 года метилизоцианат нагрелся в ёмкостях выше точки кипения, и давление возросло до такой степени, что разорвало аварийный клапан и выпустило пары этого вещества.
Как показало расследование, компания Union Carbide пыталась сэкономить на убыточном заводе. Это привело к тотальной экономии на всём, в том числе и на системах безопасности. Когда произошла авария, оказалось, что ни одна из систем не работает, а приборы показывают информацию, которая не имеет к реальности никакого отношения. Единственное средство, которое могло спасти Бхопал от трагедии, а именно дожигающая газ труба, на тот момент была вовсе разобрана.
Как итог — за полтора часа после начала аварии в атмосферу попало около 42 тонн паров метилизоцианата, вызывающего удушье. Распространению вещества способствовал попутный ветер, так что пары полностью накрыли густонаселённые районы. По разным оценкам, число пострадавших колеблется от 150 до 600 тысяч человек. Как минимум 18 тысяч человек погибло из-за этой аварии, причём примерно 3 тысячи — в ночь аварии.
Что же до справедливости, то её жители Бхопала, увы, не добились. Union Carbide в 1987 году выплатила жертвам аварии смешные 470 миллионов долларов, чтобы те отказались от судебных исков, а в 2010-м семь бывших руководителей индийского отделения компании приговорили к двум годам тюрьмы и примерно 2 000 долларов штрафа.
5 Крушение состава с нефтью в Лак-Мегантик
Тепловоз компании The Montreal, Maine and Atlantic Railway в 2012 году был поставлен на ремонт. И чтобы быстрее завершить работы, были использованы эпоксидные материалы, которые вскоре разрушились, и локомотив начал сильно дымить. Когда машинист поезда, сформированного из пяти тепловозов и 72 цистерн с нефтью, выехал к точке назначения, то он заметил эту проблему и принял решение остановиться на станции Найт в городе Лаг-Мегантик для обслуживания. Решение проблемы было отложено диспетчером до утра. Машинист заглушил четыре из пяти локомотивов, оставив заведённым один, для того чтобы работал компрессор, поддерживающий давление в тормозной магистрали. Также он задействовал ручные тормоза, но как оказалось — на недостаточном количестве вагонов из-за отсутствия подключения прибора контроля бдительности к тормозной системе.
А дальше он просто уехал на такси в гостиницу. Локомотив же остался на необслуживаемой станции неподалёку от шоссе. Около 12 часов ночи локомотив загорелся, и на его тушение поехала пожарная служба, которая заглушила двигатель единственного работающего тепловоза, не узнав у машиниста, можно ли это сделать. Через какое-то время после отключения компрессора давление в тормозах упало, и они просто отказали. Нужно сказать, что станция находится под небольшим уклоном. Как итог — поезд покатился и из-за высокой массы и инерции быстро набрал скорость. Примерно в 01:14 неуправляемый локомотив на скорости в 105 километров в час сошёл с рельсов в центре города Лаг-Мегантик, произошёл взрыв, и разлилась горящая нефть.
Из-за взрыва и пожара погибло 47 человек. Также пожар уничтожил множество зданий в центре города.
6 Катастрофа Ту-134 в Куйбышеве
Пожалуй, одна из глупейших причин катастрофы в истории человечества, которая легко может поспорить в неадекватности поведения экипажа с трагическими событиями под Междуреченском. 20 октября 1986 года самолёт Ту-134А выполнял рейс по маршруту Кольцово — Грозный. В какой-то момент командир воздушного судна поспорил с экипажем, что сможет посадить самолёт вслепую, только по показаниям приборов. И если ты думаешь, что он просто не смотрел в обзорные окна и пристально следил лишь за приборами, то ошибаешься. Командиру оказалось этого мало, и он закрыл обзорные окна кабины с левой стороны шторками, после чего начал заходить на посадку. И к слову, ни второй пилот, ни штурман, ни бортинженер не предприняли никаких попыток воспрепятствовать безумному желанию и просто наблюдали.
Командир воздушного судна думал, что рассчитал всё правильно, но на самом деле допустил ошибку, из-за чего самолёт подошёл к полосе со слишком большой вертикальной и горизонтальной скоростью. И чтобы продемонстрировать своё искусство, будто фокусник, срывающий покров с якобы исчезнувшего предмета, КВС приказал открыть шторку. Но сделать этого никто не успел, так как самолёт сильно ударился о полосу, из-за чего стойки шасси подломились, и борт проскользил на брюхе около 300 метров. При этом самолёт стал переворачиваться ещё на бетонной поверхности, а после вылетел на грунт, потерял крыло, перевернулся и раскололся пополам, а затем сразу же вспыхнул пожар.
Жертвами этой катастрофы стали 70 человек, спасти удалось 24. Ироничен факт, что все члены экипажа, находящиеся в кабине пилота, практически не пострадали, и впоследствии погиб только один из них — второй пилот, который спасал пассажиров и отравился продуктами горения. Командир воздушного судна получил всего 15 лет тюремного заключения, которые позже были заменены 6 годами.
Порой глупость доводит до действительно страшных ситуаций, когда номинант на премию Дарвина забирает с собой ни в чём не повинных людей. Сегодня мы расскажем о действительно страшных вещах, обдумав которые понимаешь, что не будь в ней цепочки из лени и некомпетентности или одного «мотивированного» идиота — всё бы обошлось.
1 Катастрофа Airbus А310 под Междуреченском
23 марта 1994 года Airbus А310 вылетел из Москвы в Гонконг. Это был регулярный рейс с достаточно опытными пилотами. Командир воздушного судна (КВС) в какой-то момент допустил нахождение в кабине пилотов посторонних лиц, а именно своих детей. Пилоту оказалось этого мало, и он разрешил детям по очереди посидеть за штурвалом самолета. Сначала за штурвал села его дочь, которая не совершала никаких действий, после на смену ей пришёл сын КВС. Парень взялся за штурвал и начал его слегка покачивать из стороны в сторону, что, по сути, никак не влияло на функцию автопилота. Но в финале мальчик приложил к штурвалу слишком большое усилие в течение 30 секунд, из-за чего автопилот частично отключился, и самолёт начало кренить вправо. Справедливости ради стоит отметить, что такая особенность Airbus А310 не была задокументирована, однако в этом случае сигнализация отключения автопилота отсутствовала. Именно поэтому пилоты не заметили отключения системы.
Достаточно быстро крен достиг 45 градусов, что вызвало значительные положительные перегрузки. Когда пилоты заметили, что автопилот не работает, а самолёт имеет сильный крен, они попытались занять свои места и исправить ситуацию. Увы, вследствие больших перегрузок КВС и второй пилот не могли долгое время этого сделать. Более того, застрявший из-за этого в кресле КВС мальчик не мог высвободиться из него, и всё, что оставалось делать пилотам, — давать ему плохо скоординированные команды на профессиональном сленге, которых подросток, естественно, не понимал.
К этому моменту крен достиг 90 градусов, и путём отключения автопилота второму пилоту удалось вывести самолёт из сваливания и уменьшить нагрузку. Это помогло летчикам вытащить ребёнка из кресла и занять свои места. Пилотам даже удалось вернуть самолёт в нормальный режим полёта, но они не успели распознать, что летят на слишком малой высоте, и Airbus А310 зацепился за верхушки деревьев, после чего врезался в лес.
Из-за этой халатности погибли все находившиеся на борту 75 человек.
2 Пожар в «Хромой лошади»
Эта катастрофа произошла 5 декабря 2009 года и стала крупнейшим по числу жертв пожаром в современной России. В тот день в пермском клубе «Хромая лошадь» по случаю празднования восьмилетия заведения собралось около 300 человек, несмотря на то, что здание было рассчитано всего на 50 мест. Примерно в 11 вечера организаторы мероприятия устроили внутри клуба фейерверк. Существование запрета на подобные опасные действия в закрытом помещении не остановило владельцев «Хромой лошади». По версии следствия, возгорание началось из-за небольшой высоты потолка, а также из-за наличия на нём прутьев и холста. И возможно, у жертв было бы больше шансов на спасение, но владельцы клуба, вопреки всем пожарным требованиям, отделали стены пенопластом и пластиком, который быстро вспыхнул, и помещение моментально было заполнено продуктами горения.
Началась сильная паника, и люди ринулись через фойе и узкий коридор к основному выходу. Положение усугублялось тем, что сэкономили даже на аварийном освещении, и посетители не видели, по сути, ничего. Кроме того, отсутствовали схемы эвакуации, и о запасном выходе через кухню, который мог спасти многих людей, знал лишь персонал. Всё это привело к тому, что более половины жертв (101 человек) погибло в том же коридоре от удушения и ожогов. Из 137 спасённых и госпитализированных выжило 82 человека. Всего погибло 156 человек.
В дальнейшем следствием было установлено, что пенопластом были покрыты не только стены, но и потолок, что является грубым нарушением пожарной безопасности. Цепочка из глупости, экономии на всём и откатов привела к серьёзным последствиям. Как оказалось позже, в этом были виновны, помимо соучредителей, директоров и устроителей шоу, главный государственный инспектор Пермского края по пожарному надзору и инспекторы Госпожарнадзора.
3 Затопление теплохода «Булгария»
10 июля 2011 года теплоход «Булгария» проводил свой стандартный рейс по Куйбышевскому водохранилищу, находящемуся в Республике Татарстан. Примерно в 12:25 теплоход попал под порыв сильного ветра, после чего начался ливень с грозой. Из-за конструктивных особенностей судна и погодных условий крен составил 9 градусов. И трагедии удалось бы избежать, ведь судно было способно выдержать такой крен без затопления, но существовало несколько но.
Во-первых, сильная перегрузка судна. По материалам следствия, экипаж допустил на борт большее количество пассажиров, чем то, на которое он был рассчитан. Вместо 140 пассажиров на борту находились 201.
В-вторых, наличие неисправностей, на которые закрыли глаза, но которые не помешали экипажу выйти на маршрут ввиду халатности. Помимо неработающего левого главного дизель-генератора, в корпусе были четыре отверстия.
В-третьих, низкая квалификация и нехватка членов экипажа. Мало того, что были проигнорированы требования к устойчивости и непотопляемости судна, так ещё был допущен ряд «детских» ошибок, таких как неприятие необходимых мер безопасности даже после получения штормового предупреждения, самовольное отключение главного дизель-генератора правого борта, манёвры без учёта технических особенностей, и самое важное — открытые иллюминаторы правого и левого борта. Даже в машинном отделении после начала шторма, где практически не было членов экипажа, иллюминаторы не были задраены.
Как итог — при достижении крена в 9 градусов иллюминаторы правого борта вошли в воду, и она начала заполнять корабль. Пытаясь уменьшить воздействие ветра на левый борт, капитан для выравнивания судна приказал повернуть рули на 15 градусов влево, после чего крен увеличился ещё больше, и вода стала заполнять корабль ещё сильнее. Затем крен уже самостоятельно увеличился до 20 градусов, и судно опрокинулось на правый борт, а затем затонуло.
Катастрофа произошла достаточно быстро, на что повлияли плохие погодные условия и неправильная организация спасения. Всё это привело к гибели 122 человек. Следствие осудило генерального директора компании — субарендатора теплохода и старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра, обвинив их в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
4 Авария в Бхопале
В семидесятых годах XX века правительство Индии начало привлекать иностранные инвестиции в промышленность. Американская компания Union Carbide увидела в этом перспективы и построила завод по производству пестицидов в Бхопале. Поначалу завод импортировал химикаты с других предприятий американской компании. Но потом было принято решение синтезировать химикаты на месте для экономии, что подразумевало большую опасность ввиду сложности производства.
В то время завод производил инсектицид севин, который синтезировался из нескольких веществ. Одно из них — метилизоцианат — хранилось в трёх ёмкостях, частично вкопанных в землю. Каждая из ёмкостей вмещала до 60 тысяч литров жидкого инсектицида. Примерно в 00:30 3 декабря 1984 года метилизоцианат нагрелся в ёмкостях выше точки кипения, и давление возросло до такой степени, что разорвало аварийный клапан и выпустило пары этого вещества.
Как показало расследование, компания Union Carbide пыталась сэкономить на убыточном заводе. Это привело к тотальной экономии на всём, в том числе и на системах безопасности. Когда произошла авария, оказалось, что ни одна из систем не работает, а приборы показывают информацию, которая не имеет к реальности никакого отношения. Единственное средство, которое могло спасти Бхопал от трагедии, а именно дожигающая газ труба, на тот момент была вовсе разобрана.
Как итог — за полтора часа после начала аварии в атмосферу попало около 42 тонн паров метилизоцианата, вызывающего удушье. Распространению вещества способствовал попутный ветер, так что пары полностью накрыли густонаселённые районы. По разным оценкам, число пострадавших колеблется от 150 до 600 тысяч человек. Как минимум 18 тысяч человек погибло из-за этой аварии, причём примерно 3 тысячи — в ночь аварии.
Что же до справедливости, то её жители Бхопала, увы, не добились. Union Carbide в 1987 году выплатила жертвам аварии смешные 470 миллионов долларов, чтобы те отказались от судебных исков, а в 2010-м семь бывших руководителей индийского отделения компании приговорили к двум годам тюрьмы и примерно 2 000 долларов штрафа.
5 Крушение состава с нефтью в Лак-Мегантик
Тепловоз компании The Montreal, Maine and Atlantic Railway в 2012 году был поставлен на ремонт. И чтобы быстрее завершить работы, были использованы эпоксидные материалы, которые вскоре разрушились, и локомотив начал сильно дымить. Когда машинист поезда, сформированного из пяти тепловозов и 72 цистерн с нефтью, выехал к точке назначения, то он заметил эту проблему и принял решение остановиться на станции Найт в городе Лаг-Мегантик для обслуживания. Решение проблемы было отложено диспетчером до утра. Машинист заглушил четыре из пяти локомотивов, оставив заведённым один, для того чтобы работал компрессор, поддерживающий давление в тормозной магистрали. Также он задействовал ручные тормоза, но как оказалось — на недостаточном количестве вагонов из-за отсутствия подключения прибора контроля бдительности к тормозной системе.
А дальше он просто уехал на такси в гостиницу. Локомотив же остался на необслуживаемой станции неподалёку от шоссе. Около 12 часов ночи локомотив загорелся, и на его тушение поехала пожарная служба, которая заглушила двигатель единственного работающего тепловоза, не узнав у машиниста, можно ли это сделать. Через какое-то время после отключения компрессора давление в тормозах упало, и они просто отказали. Нужно сказать, что станция находится под небольшим уклоном. Как итог — поезд покатился и из-за высокой массы и инерции быстро набрал скорость. Примерно в 01:14 неуправляемый локомотив на скорости в 105 километров в час сошёл с рельсов в центре города Лаг-Мегантик, произошёл взрыв, и разлилась горящая нефть.
Из-за взрыва и пожара погибло 47 человек. Также пожар уничтожил множество зданий в центре города.
6 Катастрофа Ту-134 в Куйбышеве
Пожалуй, одна из глупейших причин катастрофы в истории человечества, которая легко может поспорить в неадекватности поведения экипажа с трагическими событиями под Междуреченском. 20 октября 1986 года самолёт Ту-134А выполнял рейс по маршруту Кольцово — Грозный. В какой-то момент командир воздушного судна поспорил с экипажем, что сможет посадить самолёт вслепую, только по показаниям приборов. И если ты думаешь, что он просто не смотрел в обзорные окна и пристально следил лишь за приборами, то ошибаешься. Командиру оказалось этого мало, и он закрыл обзорные окна кабины с левой стороны шторками, после чего начал заходить на посадку. И к слову, ни второй пилот, ни штурман, ни бортинженер не предприняли никаких попыток воспрепятствовать безумному желанию и просто наблюдали.
Командир воздушного судна думал, что рассчитал всё правильно, но на самом деле допустил ошибку, из-за чего самолёт подошёл к полосе со слишком большой вертикальной и горизонтальной скоростью. И чтобы продемонстрировать своё искусство, будто фокусник, срывающий покров с якобы исчезнувшего предмета, КВС приказал открыть шторку. Но сделать этого никто не успел, так как самолёт сильно ударился о полосу, из-за чего стойки шасси подломились, и борт проскользил на брюхе около 300 метров. При этом самолёт стал переворачиваться ещё на бетонной поверхности, а после вылетел на грунт, потерял крыло, перевернулся и раскололся пополам, а затем сразу же вспыхнул пожар.
Жертвами этой катастрофы стали 70 человек, спасти удалось 24. Ироничен факт, что все члены экипажа, находящиеся в кабине пилота, практически не пострадали, и впоследствии погиб только один из них — второй пилот, который спасал пассажиров и отравился продуктами горения. Командир воздушного судна получил всего 15 лет тюремного заключения, которые позже были заменены 6 годами.
трэш аварии пожары премия дарвина история