Мяукающие монахини и еще 5 случаев массовой истерии
2020-07-08 07:05:03
Если сходить с ума, то сообща!
Охота на ведьм
Гонения на ведьм и колдунов существовали испокон веков. Наказания для этой категории сомнительных лиц были прописаны в законах Древнего Египта и вавилонском Кодексе Хаммурапи, колдовство и магия осуждались в Библии. Но только в Средневековье борьба с ведьмами вылилась в настоящую массовую истерию. Средневековая охота на ведьм длилась несколько столетий, в результате погибло от 60 до 100 тысяч человек.
Пик истерии пришелся на XVI—XVII века. Больше всего досталось «ведьмам» раздробленной на множество мелких государств Германии, а вот католическую Испанию, со школы ассоциирующуюся с религиозным фанатизмом, охота на ведьм затронула в меньшей степени. В протестантских государствах законы о колдовстве зачастую были даже более суровыми, чем в католических странах.
Представление о масштабах бедствия дает свидетельство современника, наблюдавшего всеобщее помешательство в отдельно взятом Бонне в начале XVII века: «Кажется, вовлечено полгорода: профессора, студенты, пасторы, каноники, викарии и монахи уже арестованы и сожжены… Канцлер с супругой уже схвачены и казнены. На Рождество Пресвятой Богородицы казнили воспитанницу князя-епископа, девятнадцатилетнюю девушку, известную своей набожностью и благочестием… Трех-четырехлетних детей объявляли любовниками дьявола. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9—14 лет. В заключение скажу, что дела находятся в таком ужасном состоянии, что никто не знает, с кем можно говорить и сотрудничать».
Танцевальные истерии
14 июля 1418 года в Страсбурге некая женщина вдруг начала неистово плясать. В последующие дни плясовая истерия охватила несколько сотен горожан. Городские власти, чтобы не подначивать плясунов, запретили бить в барабаны и трубить. Недужных отправили в часовню святого Витта в Цаберне, где они и успокоились. Что любопытно, спустя ровно сто лет, в июле 1518 года, массовая танцевальная истерия в Страсбурге повторилась. В течение нескольких дней 400 жителей отплясывали на улицах и площадях города. Эти события получили название «танцевальная чума».
В Париже пошли еще дальше: в том же 1418 году одержимые пляской танцевали на парижских кладбищах. Этот страшный танец, в котором принимали участие представители всех слоев общества, длился многие месяцы.
Вообще же такие танцевальные эпидемии известны еще со времен античности, но настоящий размах они приобрели в Европе между 900 и 1800 годами. Люди бросали все дела, чтобы предаться неистовой пляске, переходили от города к городу, падали замертво от изнеможения. Этот вид массовой истерии получил в народе название «пляска святого Витта», а в медицине — хорея. Раньше недуг лечили молитвами, обращенными к святому Витту, теперь — галоперидолом.
Истерии в женских монастырях
Монастырь вообще был удачным местом для возникновения истерий и прочих отклонений: закрытое пространство, ежедневный тяжелый труд, разнообразные обеты (в частности, обет безбрачия), суровые наказания. Не говоря уже о том, что часто в монастыри попадали помимо своей воли.
Так, в монастыре во Франции вдруг замяукала одна монахиня. Вскоре уже весь монастырь во главе с аббатисой неистово мяукал. Жители окрестных селений встревожились. Было бы не так критично, если бы монахини хотя бы гавкали или чирикали по-воробьиному. Но мяуканье — это было уже слишком: ведь кошка считалась животным дьявола!
Скандал дошел до начальства, и оно отправило к монастырю отряд солдат с плетками. Когда монахиням пригрозили, что их хорошенько отхлещут плетьми, если они не прекратят кошачий концерт, христовы невесты угомонились. Хотя верится с трудом, что такие угрозы могли привести к спокойствию. Наверняка монахини замяукали с еще большим вдохновением. Вот когда подобную массовую истерию в другом женском монастыре церковные власти прекратили, отказав в финансировании, — в это верится больше.
Другая истерия охватила монастыри в Германии и Голландии: монахини принялись кусать друг друга. «Эпидемия» охватила не только женские, но и мужские монастыри и дошла до самого Рима.
Истерии в викторианской Англии
Еще древнеримский врач Гален писал о болезни под названием «безумство матки», симптомами которой были раздражительность, обмороки и даже безумие. В античном обществе, известном своими вольными нравами, в этом не видели ничего плохого, поэтому «безумство матки» было болезнью редкой и лечилось, так сказать, эффективно.
Великобритания в викторианскую эпоху представляла собой полную противоположность разнузданной античности, тогдашнее британское общество отличалось высокоморальностью, благопристойностью и скреподуховностью, то есть было исполнено ханжеством, лицемерием и кучей нелепых условностей.
Больная фантазия блюстителей нравственности видела непристойности в самых неожиданных местах — там, где их не увидел бы самый бывалый извращенец: книги авторов противоположного пола ставили на одну полку, только если они состояли в браке, на ножки роялей с круглыми наконечниками надевали кринолинчики (а то что это они голые!), купание в водоемах дозволялось только в купальных вагончиках, предложить за обедом женщине птичью ножку считалось грубостью, экспозиция античных статуй на Всемирной выставке была задержана до тех пор, пока им не залепили фиговыми листами причинные места. Ну и, конечно, приличным девушкам не полагалось ничего знать о половом акте и деторождении!
После всего этого вполне естественно, что Британию охватила массовая женская истерия: по примерным подсчетам врачей, почти четверть женщин страдала этим недугом. В соответствии с духом времени считалось, что справиться с напастью могут только врачи. Создавались ужасающего вида механизмы-вибраторы, больше походившие на пыточные орудия инквизиторов, которые должны были вызывать «женские припадки» (так тогда назывался оргазм). Для излечения также использовался специальный душ (попросту сильная струя воды, направленная в интимное место).
Шпиономания в СССР
Шпиономания существовала во многих странах, но в СССР она достигла эпических высот. Причина вполне объяснимая. Большевики много лет боролись с царской властью путем подпольной, подрывной, террористической деятельности. И, когда они пришли к власти, им везде мерещились шпионы и диверсанты: у советского руководства была уверенность, что их противники должны были бороться теми же методами.
«Буржуйские» разведки при тотальной закрытости СССР также добивались скромных результатов. Секретность была избыточной, поистине параноидальной. Например, в Петрозаводске были засекречены документы по смене умывальников в детском саду.
В сталинское время шпиономания превратилась в поистине массовую истерию. Шпионы мерещились повсюду: с великим трудом они проникали в СССР с целью сжечь амбар с колхозным зерном, сфотографировать стратегический суперсекретный завод по производству игл для патефонов, подсыпать яд в борщ в столовой №11 — в общем, всегда можно было свалить собственные ошибки и промахи на шпионов. Все провалы советской плановой экономики тут же списывались на подрывную деятельность западных разведок.
Не важно, что разведчик или диверсант во все времена товар штучный. В Советском Союзе их выявляли десятками тысяч. В итоге «шпионов» схватили больше, чем их было во всем мире, вместе взятых. Доходило до трагического абсурда: людей обвиняли в шпионаже в пользу несуществующих стран, типа Карфагена.
Битломания
От музыкантов и групп массово фанатели с тех пор, как они появились. Но только битломания вызвала настоящую массовую истерию. Зачастую «битлам» можно было вообще ничего не исполнять, поскольку во время концертов от воплей публики не было слышно самих песен. Сиденья кресел в концертных залах после выступлений были мокрыми: поклонницы элементарно не могли себя контролировать. Многие фанатки шли дальше и на концертах группы испытывали оргазм. Согласно исследованиям тогдашних британских ученых, многие девушки впервые испытали оргазм именно на концертах «Битлз».
Массовая истерия сопровождала «Битлз» не только на сцене, но и при любом появлении на публике. Бои фанатов с полицией, преследования группы, незаконные проникновения в места обитания «битлов» стали почти ежедневной рутиной. Массовая истерия закончилась вместе с завершением в 1966 году концертной деятельности группы.
Охота на ведьм
Гонения на ведьм и колдунов существовали испокон веков. Наказания для этой категории сомнительных лиц были прописаны в законах Древнего Египта и вавилонском Кодексе Хаммурапи, колдовство и магия осуждались в Библии. Но только в Средневековье борьба с ведьмами вылилась в настоящую массовую истерию. Средневековая охота на ведьм длилась несколько столетий, в результате погибло от 60 до 100 тысяч человек.
Пик истерии пришелся на XVI—XVII века. Больше всего досталось «ведьмам» раздробленной на множество мелких государств Германии, а вот католическую Испанию, со школы ассоциирующуюся с религиозным фанатизмом, охота на ведьм затронула в меньшей степени. В протестантских государствах законы о колдовстве зачастую были даже более суровыми, чем в католических странах.
Представление о масштабах бедствия дает свидетельство современника, наблюдавшего всеобщее помешательство в отдельно взятом Бонне в начале XVII века: «Кажется, вовлечено полгорода: профессора, студенты, пасторы, каноники, викарии и монахи уже арестованы и сожжены… Канцлер с супругой уже схвачены и казнены. На Рождество Пресвятой Богородицы казнили воспитанницу князя-епископа, девятнадцатилетнюю девушку, известную своей набожностью и благочестием… Трех-четырехлетних детей объявляли любовниками дьявола. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9—14 лет. В заключение скажу, что дела находятся в таком ужасном состоянии, что никто не знает, с кем можно говорить и сотрудничать».
Танцевальные истерии
14 июля 1418 года в Страсбурге некая женщина вдруг начала неистово плясать. В последующие дни плясовая истерия охватила несколько сотен горожан. Городские власти, чтобы не подначивать плясунов, запретили бить в барабаны и трубить. Недужных отправили в часовню святого Витта в Цаберне, где они и успокоились. Что любопытно, спустя ровно сто лет, в июле 1518 года, массовая танцевальная истерия в Страсбурге повторилась. В течение нескольких дней 400 жителей отплясывали на улицах и площадях города. Эти события получили название «танцевальная чума».
В Париже пошли еще дальше: в том же 1418 году одержимые пляской танцевали на парижских кладбищах. Этот страшный танец, в котором принимали участие представители всех слоев общества, длился многие месяцы.
Вообще же такие танцевальные эпидемии известны еще со времен античности, но настоящий размах они приобрели в Европе между 900 и 1800 годами. Люди бросали все дела, чтобы предаться неистовой пляске, переходили от города к городу, падали замертво от изнеможения. Этот вид массовой истерии получил в народе название «пляска святого Витта», а в медицине — хорея. Раньше недуг лечили молитвами, обращенными к святому Витту, теперь — галоперидолом.
Истерии в женских монастырях
Монастырь вообще был удачным местом для возникновения истерий и прочих отклонений: закрытое пространство, ежедневный тяжелый труд, разнообразные обеты (в частности, обет безбрачия), суровые наказания. Не говоря уже о том, что часто в монастыри попадали помимо своей воли.
Так, в монастыре во Франции вдруг замяукала одна монахиня. Вскоре уже весь монастырь во главе с аббатисой неистово мяукал. Жители окрестных селений встревожились. Было бы не так критично, если бы монахини хотя бы гавкали или чирикали по-воробьиному. Но мяуканье — это было уже слишком: ведь кошка считалась животным дьявола!
Скандал дошел до начальства, и оно отправило к монастырю отряд солдат с плетками. Когда монахиням пригрозили, что их хорошенько отхлещут плетьми, если они не прекратят кошачий концерт, христовы невесты угомонились. Хотя верится с трудом, что такие угрозы могли привести к спокойствию. Наверняка монахини замяукали с еще большим вдохновением. Вот когда подобную массовую истерию в другом женском монастыре церковные власти прекратили, отказав в финансировании, — в это верится больше.
Другая истерия охватила монастыри в Германии и Голландии: монахини принялись кусать друг друга. «Эпидемия» охватила не только женские, но и мужские монастыри и дошла до самого Рима.
Истерии в викторианской Англии
Еще древнеримский врач Гален писал о болезни под названием «безумство матки», симптомами которой были раздражительность, обмороки и даже безумие. В античном обществе, известном своими вольными нравами, в этом не видели ничего плохого, поэтому «безумство матки» было болезнью редкой и лечилось, так сказать, эффективно.
Великобритания в викторианскую эпоху представляла собой полную противоположность разнузданной античности, тогдашнее британское общество отличалось высокоморальностью, благопристойностью и скреподуховностью, то есть было исполнено ханжеством, лицемерием и кучей нелепых условностей.
Больная фантазия блюстителей нравственности видела непристойности в самых неожиданных местах — там, где их не увидел бы самый бывалый извращенец: книги авторов противоположного пола ставили на одну полку, только если они состояли в браке, на ножки роялей с круглыми наконечниками надевали кринолинчики (а то что это они голые!), купание в водоемах дозволялось только в купальных вагончиках, предложить за обедом женщине птичью ножку считалось грубостью, экспозиция античных статуй на Всемирной выставке была задержана до тех пор, пока им не залепили фиговыми листами причинные места. Ну и, конечно, приличным девушкам не полагалось ничего знать о половом акте и деторождении!
После всего этого вполне естественно, что Британию охватила массовая женская истерия: по примерным подсчетам врачей, почти четверть женщин страдала этим недугом. В соответствии с духом времени считалось, что справиться с напастью могут только врачи. Создавались ужасающего вида механизмы-вибраторы, больше походившие на пыточные орудия инквизиторов, которые должны были вызывать «женские припадки» (так тогда назывался оргазм). Для излечения также использовался специальный душ (попросту сильная струя воды, направленная в интимное место).
Шпиономания в СССР
Шпиономания существовала во многих странах, но в СССР она достигла эпических высот. Причина вполне объяснимая. Большевики много лет боролись с царской властью путем подпольной, подрывной, террористической деятельности. И, когда они пришли к власти, им везде мерещились шпионы и диверсанты: у советского руководства была уверенность, что их противники должны были бороться теми же методами.
«Буржуйские» разведки при тотальной закрытости СССР также добивались скромных результатов. Секретность была избыточной, поистине параноидальной. Например, в Петрозаводске были засекречены документы по смене умывальников в детском саду.
В сталинское время шпиономания превратилась в поистине массовую истерию. Шпионы мерещились повсюду: с великим трудом они проникали в СССР с целью сжечь амбар с колхозным зерном, сфотографировать стратегический суперсекретный завод по производству игл для патефонов, подсыпать яд в борщ в столовой №11 — в общем, всегда можно было свалить собственные ошибки и промахи на шпионов. Все провалы советской плановой экономики тут же списывались на подрывную деятельность западных разведок.
Не важно, что разведчик или диверсант во все времена товар штучный. В Советском Союзе их выявляли десятками тысяч. В итоге «шпионов» схватили больше, чем их было во всем мире, вместе взятых. Доходило до трагического абсурда: людей обвиняли в шпионаже в пользу несуществующих стран, типа Карфагена.
Битломания
От музыкантов и групп массово фанатели с тех пор, как они появились. Но только битломания вызвала настоящую массовую истерию. Зачастую «битлам» можно было вообще ничего не исполнять, поскольку во время концертов от воплей публики не было слышно самих песен. Сиденья кресел в концертных залах после выступлений были мокрыми: поклонницы элементарно не могли себя контролировать. Многие фанатки шли дальше и на концертах группы испытывали оргазм. Согласно исследованиям тогдашних британских ученых, многие девушки впервые испытали оргазм именно на концертах «Битлз».
Массовая истерия сопровождала «Битлз» не только на сцене, но и при любом появлении на публике. Бои фанатов с полицией, преследования группы, незаконные проникновения в места обитания «битлов» стали почти ежедневной рутиной. Массовая истерия закончилась вместе с завершением в 1966 году концертной деятельности группы.
история