Почему на железнодорожных светофорах красный сигнал расположен снизу
2021-03-07 07:05:10
Железнодорожный светофор (кстати, называть его семафором категорически неправильно), точно так же, как и любой другой, предназначен для регулирования движения, однако расположение сигналов на нём отличается от автомобильного. Почему?
Рассказываем, почему на железной дороге светофоры перевёрнуты вверх ногами
Светофор на железной дороге нужен для регулирования движения поездов и манёвровых составов. В связи с общим сходством как по назначению, так и по конструкции, к железнодорожным можно отнести и светофоры метрополитенов, и легкорельсового транспорта. По эксплуатационным свойствам основное отличие железнодорожного светофора от большинства автомобильных — гораздо более узкая направленность основного луча (около 3 градусов), поскольку в большинстве случаев показания светофора предназначены только для машиниста, находящегося на определённом участке пути.
Также важное отличие железнодорожного светофора заключается в том, что однозначное восприятие показаний должно происходить на значительно больших расстояниях – обычно от 800 метров до 1,5 километров, что практически исключает использование каких-либо фигур или силуэтов в пределах видимости. В любой железнодорожной светофорной сигнализации в целом требуется достаточно много различных показаний, а количество возможных для применения цветов ограничено — как правило, от трёх до шести, поэтому использование только одного огня какого-либо цвета в масштабе всей системы сигнализации оказывается невозможным.
Поэтому на железных дорогах применяются светофоры, выражающие сигнал либо только взаимным расположением огней, либо только их цветом (или миганием), либо как цветами, так и расположением, причём системы сигнализации могут быть как простыми, так и довольно сложными для изучения и восприятия. В светофорной сигнализации на постсоветском пространстве применяются красный, жёлтый, зелёный, лунно-белый и синий сигналы. В системах на базе французской добавляется также фиолетовый цвет. В некоторых системах жёлтый огонь называют оранжевым.
В разговорной речи железнодорожные светофоры порой называют семафорами, что категорически неправильно. Семафор – это механическое средство сигнализации для подвижного состава на железных дорогах. Он состоит из металлической мачты, несущей 1-3 сигнализирующих крыла и сигнальные фонари. К крыльям семафора во многих системах сигнализации жёстко прикреплены светофильтры со стёклами различных цветов, а перемена положений крыльев и огней производится сигнальным приводом, состоящим из лебёдки и гибкой тяги. С этим как раз и связаны нюансы расположения огней на светофорах.
На автомобильных светофорах, как мы все знаем, красный сигнал всегда размещается сверху как наиболее важный — чтобы привлекать больше всего внимания. От отличие от них, на железнодорожных светофорах жёсткого порядка расположения цветов нет. Обычно красный сигнал располагают не над, а под зелёным светом. Так сложилось на этапе перехода от механических семафоров к традиционным светофорам: семафор открывает составу путь, когда его крыло поднято под углом 45 градусов, а закрывает, когда опущено горизонтально. Именно поэтому более естественным посчитали расположение зелёного сигнала сверху, а красного — снизу.
Рассказываем, почему на железной дороге светофоры перевёрнуты вверх ногами
Светофор на железной дороге нужен для регулирования движения поездов и манёвровых составов. В связи с общим сходством как по назначению, так и по конструкции, к железнодорожным можно отнести и светофоры метрополитенов, и легкорельсового транспорта. По эксплуатационным свойствам основное отличие железнодорожного светофора от большинства автомобильных — гораздо более узкая направленность основного луча (около 3 градусов), поскольку в большинстве случаев показания светофора предназначены только для машиниста, находящегося на определённом участке пути.
Также важное отличие железнодорожного светофора заключается в том, что однозначное восприятие показаний должно происходить на значительно больших расстояниях – обычно от 800 метров до 1,5 километров, что практически исключает использование каких-либо фигур или силуэтов в пределах видимости. В любой железнодорожной светофорной сигнализации в целом требуется достаточно много различных показаний, а количество возможных для применения цветов ограничено — как правило, от трёх до шести, поэтому использование только одного огня какого-либо цвета в масштабе всей системы сигнализации оказывается невозможным.
Поэтому на железных дорогах применяются светофоры, выражающие сигнал либо только взаимным расположением огней, либо только их цветом (или миганием), либо как цветами, так и расположением, причём системы сигнализации могут быть как простыми, так и довольно сложными для изучения и восприятия. В светофорной сигнализации на постсоветском пространстве применяются красный, жёлтый, зелёный, лунно-белый и синий сигналы. В системах на базе французской добавляется также фиолетовый цвет. В некоторых системах жёлтый огонь называют оранжевым.
В разговорной речи железнодорожные светофоры порой называют семафорами, что категорически неправильно. Семафор – это механическое средство сигнализации для подвижного состава на железных дорогах. Он состоит из металлической мачты, несущей 1-3 сигнализирующих крыла и сигнальные фонари. К крыльям семафора во многих системах сигнализации жёстко прикреплены светофильтры со стёклами различных цветов, а перемена положений крыльев и огней производится сигнальным приводом, состоящим из лебёдки и гибкой тяги. С этим как раз и связаны нюансы расположения огней на светофорах.
На автомобильных светофорах, как мы все знаем, красный сигнал всегда размещается сверху как наиболее важный — чтобы привлекать больше всего внимания. От отличие от них, на железнодорожных светофорах жёсткого порядка расположения цветов нет. Обычно красный сигнал располагают не над, а под зелёным светом. Так сложилось на этапе перехода от механических семафоров к традиционным светофорам: семафор открывает составу путь, когда его крыло поднято под углом 45 градусов, а закрывает, когда опущено горизонтально. Именно поэтому более естественным посчитали расположение зелёного сигнала сверху, а красного — снизу.
поезда