Новатор и вдохновитель испанской фотографии Ориоль Маспонс
2022-04-07 16:05:40
Профессиональный путь испанского фотографа Ориоля Маспонса оказался полным творческих виражей. Движимый интересом к человеку (прежде всего, к женщине) и вечной иронией, он снимал на улицах Парижа и Лондона, документировал вечеринки на Ибице, фотографировал на киносъёмочных площадках, делал репортажи на Кубе и в Южной Африке, создавал фотоиллюстрации для книг таких известных писателей и поэтов, как Федерико Гарсиа Лорка, Камило Хосе Села и Мигель Делибес, добился успеха в модной и рекламной фотографии.
Ориоль Маспонс (Oriol Maspons; 1928–2013) – теоретик, вдохновитель и экспериментатор испанской фотографии. Своими идеями он питал золотое поколение фотографов пятидесятых и шестидесятых. Для барселонского страхового агента всё началось в 1950-е годы с любительской съёмки. Это был период диктаторского режима Франко, отсутствия рекламы и консерватизма редакционных статей. Искусство развивалось в условиях жёсткой цензуры, режим одобрял академическую и пикториальную фотографию. В это время Маспонс превратил свою профессиональную работу в пространство, пропитанное концептуальной свежестью и социальной содержательностью.
В 1952 году Маспонс присоединился к фотографической группе Каталонии, но задержался в ней лишь на несколько лет. Он выступил против эстетических ценностей, отстаиваемых группой, а также её деятельности. Вразрез с концепцией фотографии как объекта эстетического созерцания, Маспонс отстаивал прикладную или практическую фотографию, приносящую зрителю пользу. Свою резкую критику консервативному настроению сообщества молодой фотограф изложил в статье «Salonismo» для журнала Arte Fotográ, после чего был исключён из группы.
В 1955 году Маспонс приехал в Париж, где посещал фотографические круги и познакомился с великими фотографами: летописцем злачного Монмартра Брассаи, мастером «решающего момента» Анри Картье-Брессоном и воспевателем повседневного парижского романтизма Робером Дуано. Интервью, которые он провёл с этими мэтрами, опубликовал, когда вернулся домой. В 1957 году 29-летний Маспонс открыл фотостудию в Барселоне совместно с партнёром, которым стал фотограф Хулио Убинья. На протяжении десятилетий их студия процветала на поприще рекламной и редакционной фотографии.
Маспонс примкнул к культурному движению Gauche Divine, разнородной группе левых интеллектуалов и творческих деятелей, режиссёров, писателей и архитекторов. В конце 1960-х они отличались провокационными, космополитическими и антифранкистскими взглядами в отношении официальной культуры в Барселоне.
За многолетнюю карьеру Ориоль Маспонс работал в первостепенных журналах своего времени – La Gaceta Ilustrada, Destino, Cuadernos de arquitectura, Triunfo, Interviú, L’Oeil, Paris Match, Bocaccio, Expression и Elle. Маспонс первым из коллег-соотечественников снискал международное признание, когда в 1958 году Музей современного искусства в Нью-Йорке приобрёл три его фотографии для своей постоянной коллекции. Он преобразил фотографический язык Испании, своим творчеством внёс решающий вклад в области репортажной, портретной, модной и рекламной фотографии. В 2011 году передал 7000 фотографий из своего архива Национальному музею искусства Каталонии.
Ориоль Маспонс (Oriol Maspons; 1928–2013) – теоретик, вдохновитель и экспериментатор испанской фотографии. Своими идеями он питал золотое поколение фотографов пятидесятых и шестидесятых. Для барселонского страхового агента всё началось в 1950-е годы с любительской съёмки. Это был период диктаторского режима Франко, отсутствия рекламы и консерватизма редакционных статей. Искусство развивалось в условиях жёсткой цензуры, режим одобрял академическую и пикториальную фотографию. В это время Маспонс превратил свою профессиональную работу в пространство, пропитанное концептуальной свежестью и социальной содержательностью.
В 1952 году Маспонс присоединился к фотографической группе Каталонии, но задержался в ней лишь на несколько лет. Он выступил против эстетических ценностей, отстаиваемых группой, а также её деятельности. Вразрез с концепцией фотографии как объекта эстетического созерцания, Маспонс отстаивал прикладную или практическую фотографию, приносящую зрителю пользу. Свою резкую критику консервативному настроению сообщества молодой фотограф изложил в статье «Salonismo» для журнала Arte Fotográ, после чего был исключён из группы.
В 1955 году Маспонс приехал в Париж, где посещал фотографические круги и познакомился с великими фотографами: летописцем злачного Монмартра Брассаи, мастером «решающего момента» Анри Картье-Брессоном и воспевателем повседневного парижского романтизма Робером Дуано. Интервью, которые он провёл с этими мэтрами, опубликовал, когда вернулся домой. В 1957 году 29-летний Маспонс открыл фотостудию в Барселоне совместно с партнёром, которым стал фотограф Хулио Убинья. На протяжении десятилетий их студия процветала на поприще рекламной и редакционной фотографии.
Маспонс примкнул к культурному движению Gauche Divine, разнородной группе левых интеллектуалов и творческих деятелей, режиссёров, писателей и архитекторов. В конце 1960-х они отличались провокационными, космополитическими и антифранкистскими взглядами в отношении официальной культуры в Барселоне.
За многолетнюю карьеру Ориоль Маспонс работал в первостепенных журналах своего времени – La Gaceta Ilustrada, Destino, Cuadernos de arquitectura, Triunfo, Interviú, L’Oeil, Paris Match, Bocaccio, Expression и Elle. Маспонс первым из коллег-соотечественников снискал международное признание, когда в 1958 году Музей современного искусства в Нью-Йорке приобрёл три его фотографии для своей постоянной коллекции. Он преобразил фотографический язык Испании, своим творчеством внёс решающий вклад в области репортажной, портретной, модной и рекламной фотографии. В 2011 году передал 7000 фотографий из своего архива Национальному музею искусства Каталонии.
фотография