Почему военные корабли раньше красили в кубическом стиле (14 фото)
2020-04-22 10:05:06
Поблагодарить за такой необычный окрас можно немецкие субмарины.
Идея о том, что военный корабль для своей же безопасности должен сливаться с окружающим пейзажем появилась лишь в конце XIX века.
До этого корабли выглядели нарядно, внушительно и максимально контрастировали с морским контекстом. Так, чтобы подплывший на место боя враг задрожал от уважения (и, желательно, немедля сдался). В основном крейсеры и броненосцы имели белый или черный корпус, выкрашенные в золотую краску детали, желтые трубы и прочие яркое.
И в подобной вычурности был практический смысл: дистанция морского боя не превышала обычно дальности пистолетного выстрела, а на таком небольшом расстоянии исказить пропорции корабля или визуально вписать его в пейзаж невозможно.
Английский броненосец «Виктория». Литография Уильяма Митчелла, созданная между 1885 и 1893 годами
Но к началу нового века в окраске боевых кораблей наметились изменения. Первыми в серо-оливковый цвета выкрасили свой военный флот Австро-Венгрия и Япония. В 1903 году в цвет, напоминающий современный хаки, была перекрашена стоявшая в Порт-Артуре Тихоокеанская эскадра русского флота. Увы, новый окрас не помог.
А вскоре Первая мировая война стимулировала развитие еще одного, принципиально нового направления в моде оформления военных судов. Весной 1915 года британское Адмиралтейство начало эксперименты по окрашиванию боевых кораблей в стиле кубизм.
Идею обосновал художник-маринист Норман Уилкинсон. Дело в том, что кубический окрас позволяет визуально раздробить объект (в случае художника холст, в случае ВМФ — корабль) на отдельные геометрические формы. В итоге, определить издалека по какому курсу движется окрашенный в кубическом стиле броненосец становилось крайне сложно.
Этого и добивался Уилкинсон. Ведь торпеды с немецких субмарин, которые с начала войны нанесли флоту Антанты значительные потери, двигались медленно — а, значит, командиру подлодки, преследующей корабль, нужно было стрелять на упреждение, в точку, находящуюся далеко впереди.
А как определить эту точку, если из-за кубической расцветки сложно понять куда движется корабль противника? Так что свою основную задачу — искажение внешнего вида корабля и затруднение определения параметров его движения — кубический окрас военных кораблей выполнил на все 100%.
А теперь готовься залиться патриотическим румянцем: в 1915 году, параллельно англичанам, кубическую окраску предложил художник из Севастополя Юрий Шпажинский, назвавший такой камуфляж «иллюзорным». Именно с его подачи были перекрашены черноморский броненосец «Синоп» и эсминцы «Счастливый» и «Громкий».
«Счастливый» в окраске Юрия Шпажинского, 1915 год
Кубическая окраска вернулась на флот во Вторую мировую войну. И, кстати, на Черноморском флоте, наравне с масляными красками, использовалась краска на основе алюминиевой пудры — «серебрянка». Она отражала цвет воды и позволяла кораблю «подстраиваться» под погоду на море и оттенок воды. То есть делала корабль еще более неуязвимым.
С развитием радиолокации внешний вид цели перестал иметь большое значение, поэтому после окончания Второй мировой подавляющее большинство военных кораблей мира — сдержанно-серые.
Но мы предлагаем тебе окунуться в галерею кораблей, выкрашенных в кубическом стиле, и поскучать о прекрасном военном прошлом. (Тем более, что воевать нам не надо).
Французский легкий крейсер «Глуар»
Американское военно-морское судно SS West Mahomet, 1918 год
Русский крейсер «Кондор», 1915 год
Британский авианосец «Аргус», 1918 год
Брат «Титаника», «Олимпик», использовавшийся в годы Первой мировой для перевозки войск
Американский линкор «Небраска»
Итальянский корвет «Эвтерпе», 1942 год
Американский эсминец "Паттерсон"
Американский крейсер ПВО «Джуно»
Эскадренный тральщик «Ворон»
Французский броненосный крейсер «Глуар»
«Олимпик» с вернувшимися солдатами, картина Артура Лисмера
Идея о том, что военный корабль для своей же безопасности должен сливаться с окружающим пейзажем появилась лишь в конце XIX века.
До этого корабли выглядели нарядно, внушительно и максимально контрастировали с морским контекстом. Так, чтобы подплывший на место боя враг задрожал от уважения (и, желательно, немедля сдался). В основном крейсеры и броненосцы имели белый или черный корпус, выкрашенные в золотую краску детали, желтые трубы и прочие яркое.
И в подобной вычурности был практический смысл: дистанция морского боя не превышала обычно дальности пистолетного выстрела, а на таком небольшом расстоянии исказить пропорции корабля или визуально вписать его в пейзаж невозможно.
Английский броненосец «Виктория». Литография Уильяма Митчелла, созданная между 1885 и 1893 годами
Но к началу нового века в окраске боевых кораблей наметились изменения. Первыми в серо-оливковый цвета выкрасили свой военный флот Австро-Венгрия и Япония. В 1903 году в цвет, напоминающий современный хаки, была перекрашена стоявшая в Порт-Артуре Тихоокеанская эскадра русского флота. Увы, новый окрас не помог.
А вскоре Первая мировая война стимулировала развитие еще одного, принципиально нового направления в моде оформления военных судов. Весной 1915 года британское Адмиралтейство начало эксперименты по окрашиванию боевых кораблей в стиле кубизм.
Идею обосновал художник-маринист Норман Уилкинсон. Дело в том, что кубический окрас позволяет визуально раздробить объект (в случае художника холст, в случае ВМФ — корабль) на отдельные геометрические формы. В итоге, определить издалека по какому курсу движется окрашенный в кубическом стиле броненосец становилось крайне сложно.
Этого и добивался Уилкинсон. Ведь торпеды с немецких субмарин, которые с начала войны нанесли флоту Антанты значительные потери, двигались медленно — а, значит, командиру подлодки, преследующей корабль, нужно было стрелять на упреждение, в точку, находящуюся далеко впереди.
А как определить эту точку, если из-за кубической расцветки сложно понять куда движется корабль противника? Так что свою основную задачу — искажение внешнего вида корабля и затруднение определения параметров его движения — кубический окрас военных кораблей выполнил на все 100%.
А теперь готовься залиться патриотическим румянцем: в 1915 году, параллельно англичанам, кубическую окраску предложил художник из Севастополя Юрий Шпажинский, назвавший такой камуфляж «иллюзорным». Именно с его подачи были перекрашены черноморский броненосец «Синоп» и эсминцы «Счастливый» и «Громкий».
«Счастливый» в окраске Юрия Шпажинского, 1915 год
Кубическая окраска вернулась на флот во Вторую мировую войну. И, кстати, на Черноморском флоте, наравне с масляными красками, использовалась краска на основе алюминиевой пудры — «серебрянка». Она отражала цвет воды и позволяла кораблю «подстраиваться» под погоду на море и оттенок воды. То есть делала корабль еще более неуязвимым.
С развитием радиолокации внешний вид цели перестал иметь большое значение, поэтому после окончания Второй мировой подавляющее большинство военных кораблей мира — сдержанно-серые.
Но мы предлагаем тебе окунуться в галерею кораблей, выкрашенных в кубическом стиле, и поскучать о прекрасном военном прошлом. (Тем более, что воевать нам не надо).
Французский легкий крейсер «Глуар»
Американское военно-морское судно SS West Mahomet, 1918 год
Русский крейсер «Кондор», 1915 год
Британский авианосец «Аргус», 1918 год
Брат «Титаника», «Олимпик», использовавшийся в годы Первой мировой для перевозки войск
Американский линкор «Небраска»
Итальянский корвет «Эвтерпе», 1942 год
Американский эсминец "Паттерсон"
Американский крейсер ПВО «Джуно»
Эскадренный тральщик «Ворон»
Французский броненосный крейсер «Глуар»
«Олимпик» с вернувшимися солдатами, картина Артура Лисмера
военное корабли история