Нескучные новости на Mudrila.ru

Почему СУ-76 называли «братской могилой»

2020-04-27 10:05:04
Несколько слов в защиту советской самоходки.

Официально принятая точка зрения от исторической правды может различаться кардинально. Советская пропаганда упорно называла штурмовики ИЛ-2 «летающими танками», тогда как сами летчики предпочитали куда менее пафосное «летающие гробы». Фронтовики не жалели ярких эпитетов и для самоходной установки СУ-76. Самую массовую в годы Великой Отечественной самоходку называли и «сучкой», и «голожопым Фердинандом», и «братской могилой». Но так ли плоха была «семьдесят шестая», как предполагают ее прозвища?

Разработку этой самоходки началась летом 1942-го. Причем в авральном порядке. Красной армии срочно требовалась легкая САУ (самоходная артиллерийская установка) для непосредственной поддержки пехоты в бою. Изначально эти функции возлагались на легкие и средние танки. Но первые обладали слишком неэффективным вооружением, а вторые были сложны в производстве и дороги.

В городских боях открытая рубка была скорее преимуществом, чем недостатком СУ-76
Именно поэтому главным преимуществом СУ-76 изначально должна была стать простота конструкции и дешевизна, а стало быть, и массовость выпуска. По большому счету «семьдесят шестая» — это шасси легкого танка Т-70 с установленной в рубку пушкой ЗиС-3 калибра 76 мм, отсюда и цифровой индекс модели. Изначально СУ-76 выпускалась в варианте с закрытой рубкой. Но первый опыт боевого применения показал: тесное боевое отделение машины и высокая загазованность при стрельбе мешают эффективному ведению огня.

Низкая масса СУ-76 — почти три раза легче Т-34 — обеспечивала отменную мобильность и высокую проходимость
За эти недочеты, а также низкое качество первых образцов самоходки, инженер-конструктора Семена Гинзбурга, который вел разработку СУ-76, отстранили от должности и отправили в действующую войсковую часть (там, на фронте, он вскоре и погибнет). Саму же «сушку» вернули на доработку. Модернизированная версия получила новую схему силовой установки, а главное — полуоткрытую рубку, защищенную только спереди и с боков. Именно это решение, как считается, и стало причиной всех нелестных прозвищ СУ-76.

В частях Красной армии СУ-76 эффективно использовались вплоть до последних дней войны
В частности, самоходку обвиняли в том, что экипаж можно вывести из строя одним попаданием осколочной гранаты, а броня, где она была, обеспечивала только защиту против пуль, но не снарядов. Однако это очень искаженный взгляд на проблему, можно сказать — только половина правды. Ведь «семьдесят шестая» изначально создавалась как легкая САУ поддержки пехоты, поэтому противопульного бронирования ей было вполне достаточно. Зато низкая масса СУ-76 позволяла машине уверенно двигаться по мягким грунтам и даже болотистой местности, а также значительно увеличивала маневренность в условиях городских боев.

Вообще, в городах «семьдесят шестая» зарекомендовала себя с лучшей стороны. Достаточно мощное орудие легко подавляло огневые точки противника, а полуоткрытая рубка была не минусом, а преимуществом. Так экипажам было проще координировать действия с пехотой. Другой плюс — низкая загазованность боевого отделения и на удивление повышенная живучесть при попадании фаустпатрона.

После окончания Второй мировой боевой путь СУ-76 не закончился. Некоторые «сушки» успели повоевать и против американцев в Корейской войне
Проблемы СУ-76 начинались только тогда, когда легкую самоходку пытались использовать как тяжелый истребитель танков и бросали в бой против «пантер» и «тигров». Для этой роли в Советской армии были другие исполнители: СУ-85, СУ-100 и ИСУ-152. В любом случае тираж более чем в 14 тысяч единиц сделал «семьдесят шестую» самой массовой советской самоходкой Великой Отечественной. Главное — вопреки своим обидным прозвищам, СУ-76 в умелых руках была грозным оружием.

военное
Комментарии (0):
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии на сайте. Используй для входа свой аккаунт в социальной сети:

Еще интересное: