Жизнь как кино на снимках Рут Оркин (25 фото)
2023-05-31 13:20:25
Талант фотографа-документалиста Рут Оркин (Ruth Orkin's) в том, что она умела видеть обыденность как захватывающее эстетичное кино. Её меткий взгляд выхватывал из уличной кутерьмы именно те сцены, которые хотелось разгадывать, домысливать, вдохновляться. Не из её ли культового снимка из серии «Американка в Италии», на котором утонченная девушка идет сквозь толпу, провожающих её взглядом, мужчин, родилась драма Джузеппе Торнаторе «Малена»? За свою не слишком долгую жизнь Рут Оркин успела примерить несколько ролей. Она зарекомендовала себя как талантливый мастер репортажной и уличной фотографии, вместе с мужем-фотографом сняла успешное кино – первый независимый американский фильм, который стал прообразом для кинематографистов французской новой волны. Когда в силу обстоятельств и болезни она не смогла покидать пределы квартиры с видом на Центральный парк, Рут снимала живописные картины мира со своего пятнадцатого этажа.
Рут Оркин родилась в Бостоне в 1921 году, но благодаря матери – актрисе немого кино и водевилей Мэри Руби буквально выросла в Голливуде в его «золотую эпоху». Отец девочки – Сэмюэль Оркин занимался производством коллекционных игрушечных корабликов. С ранних лет Рут была заядлым синефилом. Каждый фильм, который смотрела, она заносила в специальную тетрадь, присуждая ему оценку – от одной до пяти звёзд. Когда в десять лет у неё появилась первая камера – простой и дешевый Univex, девочка начала фотографировать звёзд, с которыми сталкивалась на киностудии, обычно она просила об автографе и возможности сделать снимок.
Странно и непостижимо, но в 17-летнем возрасте ей удалось уговорить родителей позволить ей в одиночку отправиться на велосипеде из Калифорнии в Нью-Йорк на Всемирную выставку 1939 года. Она преодолела более двух тысяч миль, снимая в пути и записывая увиденное в специальный дневник. Рут грезила о карьера в кино. В 1943 году на какое-то время она устроилась посыльным студии, ей казалось это отличной возможностью стать режиссером. Вскоре она уволилась, узнав, что в союз кинематографистов не принимают женщин. Во время второй мировой войны Рут предприняла еще одну попытку, вступив в Женский вспомогательный армейских корпус. Она увидела в объявлении информацию о курсах кинорежиссеров, но и тут её ждала неудача.
«Именно тогда я решила стать фотожурналистом», - вспоминала Рут.
Несмотря на непродолжительное обучение в городском колледже Лос-Анджелеса по специальности «фотожурналистика», она была самоучкой. Еще в юности, с появлением первого фотоаппарата, приобрела вместе с ним брошюру Уильяма М. Стронка «Как научиться фотографировать». Один из советов гласил – купите и изучите как можно больше книг по фотографии. Рут, загоревшись этой идеей, самостоятельно изучила абсолютно все, что было доступно по этой теме в публичной библиотеке Лос-Анджелеса. Она неустанно практиковалась и в 1943 году переехала в Нью-Йорк. В закатные часы снимала в ночных клубах, а утром ловила свои любимые «киношные» сцены на улицах. Девушке достаточно было отправиться с фотоаппаратом на Пенсильванский вокзал, чтобы снять настоящую жизненную историю. Ей нравилось запечатлевать людей в естественных и живописных позах. Именно тут, на вокзале, была снята одна из её знаменитых фотографий – портрет мужчины, который напоминает статую Давида Микеланджело.
По заданию New York Times Рут Оркин снимала многих знаменитостей. Она была большим поклонником классической музыки и часто по собственной инициативе запечатлевала знаковых музыкальных деятелей той эпохи. Ей нравилось снимать звезд буднично, без лоска и гламура. Портрет пианиста Леонарда Бернстайна без рубашки, с зажжённой спичкой, моментально выделил её среди сонма светских хроникеров.
В 1951 году случилось её первое большое путешествие по Европе. Рут вновь отважилась отправиться в него в одиночку. Во Флоренции 29-летняя Оркин остановилась в самом дешевом отеле, который стоил доллар за ночь. В коридоре она повстречала такую же, как она сама девушку-путешественницу – американку Нинали Крейг , которая окончила колледж по специальности «История искусств» и отправилась в путешествие из Нью-Йорка на корабле третьего класса. Девушка планировала увидеть Италию, Францию, Испанию, изучать местные достопримечательности и делать наброски. Рут предложила ей немного пофотографироваться.
«Если я опубликую фотографии, то получу пятнадцать долларов и смогу подольше задержаться тут» - сказала она, уговаривая Нинали на фотопрогулку.
«На следующее утро мы отправились в город и просто валяли дурака, - вспоминает героиня снимков. – Мы были двумя молодыми, беззаботными, забавляющиеся идеей путешествия в одиночку для женщины».
Высокая, статная девушка любовалась статуями, спрашивала дорогу, торговалась на рынках, флиртовала в кафе. Все это ловила Рут на свою камеру, сама того не осознавая, создавая настоящую киноповесть. Момент, когда Нинали (для фотосессии она взяла себе псевдоним Джинкс Аллен) пробирается сквозь толпу темпераментных итальянцев, она ухватила мгновенно. Это не было постановкой. Рут лишь окликнула мужчин и попросила их не смотреть в камеру. Также она предложила девушке пройтись еще раз, чтобы быть уверенной, что снимок получился. Всего с двух попыток была снята фотография, которая стала легендарной и основополагающей в карьере Рут Оркин, та самая жемчужина её фотоархива – «Американская девушка в Италии».
Вернувшись в Нью-Йорк, Оркин присоединилась к местной «Фотолиге», снимавшей рабочий класс и бедные кварталы города. В «Фотолиге» она познакомилась с коллегой Морисом Энгелем, который в 1952 году стал её мужем. Вместе с Морисом Рут наконец-то удалось воплотить свою давнюю мечту о кино. Совместно они сняли несколько фильмов, каждый из которых был новым словом в кинематографе. Одна из самых знаковых работ – полнометражный фильм «Маленький беглец» о мальчике из Нью-Йорка, ошибочно решившем, что он убил старшего брата и теперь вынужден бежать. Пара была совершенными новичками в кино, это дало им возможность не мыслить стереотипно и создать по-настоящему новый киноязык. Для съёмок на натуре Кони-Айленда они использовали легкую 35-миллиметровую камеру, позволяющую кадру быть быстрым и спонтанным. Годы спустя Трюффо и Кассаветис позаимствовали этот прием. Сам Трюффо не раз говорил, что «Маленький беглец» послужил вдохновением для его «400 ударов», а также то, что эта картина стала импульсом для французской «новой волны».
Материнство не стало для Оркин препятствием в карьере, но развернуло её личное творчество в иную сторону. В 1960-е она иронично представлялась: «я домохозяйка и живописный фотограф». Дочь Рут вспоминает мать, которая по-прежнему не выпускала фотоаппарат из рук, снимая «самый замечательный семейный альбом».
«У нас в каждой комнате стоял прожектор по 500 ват. Это, ни в коем случае, не было навязчиво. Она просто хотела быть всегда готовой, не упустить важный кадр. Так была снята моя любимая фотография, на которой я подражаю отцу, который бреется».
Болезнь, с которой Оркин пыталась справиться 17 лет, сделала её затворницей квартиры в живописном районе с видом на Центральный Парк. Не отчаиваясь, она продолжила снимать улицу из окна. Так появились знаменитые книги – «Мир за моим окном» (1978), «Ещё картинки из моего окна» (1983). Она снимала времена года, как вид парка меняет снег, туман, солнечный свет, осенние краски.
Рут Оркин не стало 16 января 1985 года, ей было 63 года. Заботу об обширном архиве фотографий взяла на себя дочь Оркин – Мэри Энджел. Также после смерти отца в 2005 году, она занялась упорядочиванием и его фотоархива. Спустя годы Мэри Энджел основала организацию, цель которой – сохранить и показать миру подобные частные фотоархивы.
Среди многочисленных наград Оркрин – звание одной из лучших женщин-фотографов США, наравне с Доротеей Ланж и Маргарет Бурк-Уайт. Преданная своему делу, она стала своего рода первопроходцем, одной из первых женщин, превративших фотожурналистику в профессию и дело всей жизни.
cameralabs.org
Рут Оркин родилась в Бостоне в 1921 году, но благодаря матери – актрисе немого кино и водевилей Мэри Руби буквально выросла в Голливуде в его «золотую эпоху». Отец девочки – Сэмюэль Оркин занимался производством коллекционных игрушечных корабликов. С ранних лет Рут была заядлым синефилом. Каждый фильм, который смотрела, она заносила в специальную тетрадь, присуждая ему оценку – от одной до пяти звёзд. Когда в десять лет у неё появилась первая камера – простой и дешевый Univex, девочка начала фотографировать звёзд, с которыми сталкивалась на киностудии, обычно она просила об автографе и возможности сделать снимок.
Странно и непостижимо, но в 17-летнем возрасте ей удалось уговорить родителей позволить ей в одиночку отправиться на велосипеде из Калифорнии в Нью-Йорк на Всемирную выставку 1939 года. Она преодолела более двух тысяч миль, снимая в пути и записывая увиденное в специальный дневник. Рут грезила о карьера в кино. В 1943 году на какое-то время она устроилась посыльным студии, ей казалось это отличной возможностью стать режиссером. Вскоре она уволилась, узнав, что в союз кинематографистов не принимают женщин. Во время второй мировой войны Рут предприняла еще одну попытку, вступив в Женский вспомогательный армейских корпус. Она увидела в объявлении информацию о курсах кинорежиссеров, но и тут её ждала неудача.
«Именно тогда я решила стать фотожурналистом», - вспоминала Рут.
Несмотря на непродолжительное обучение в городском колледже Лос-Анджелеса по специальности «фотожурналистика», она была самоучкой. Еще в юности, с появлением первого фотоаппарата, приобрела вместе с ним брошюру Уильяма М. Стронка «Как научиться фотографировать». Один из советов гласил – купите и изучите как можно больше книг по фотографии. Рут, загоревшись этой идеей, самостоятельно изучила абсолютно все, что было доступно по этой теме в публичной библиотеке Лос-Анджелеса. Она неустанно практиковалась и в 1943 году переехала в Нью-Йорк. В закатные часы снимала в ночных клубах, а утром ловила свои любимые «киношные» сцены на улицах. Девушке достаточно было отправиться с фотоаппаратом на Пенсильванский вокзал, чтобы снять настоящую жизненную историю. Ей нравилось запечатлевать людей в естественных и живописных позах. Именно тут, на вокзале, была снята одна из её знаменитых фотографий – портрет мужчины, который напоминает статую Давида Микеланджело.
По заданию New York Times Рут Оркин снимала многих знаменитостей. Она была большим поклонником классической музыки и часто по собственной инициативе запечатлевала знаковых музыкальных деятелей той эпохи. Ей нравилось снимать звезд буднично, без лоска и гламура. Портрет пианиста Леонарда Бернстайна без рубашки, с зажжённой спичкой, моментально выделил её среди сонма светских хроникеров.
В 1951 году случилось её первое большое путешествие по Европе. Рут вновь отважилась отправиться в него в одиночку. Во Флоренции 29-летняя Оркин остановилась в самом дешевом отеле, который стоил доллар за ночь. В коридоре она повстречала такую же, как она сама девушку-путешественницу – американку Нинали Крейг , которая окончила колледж по специальности «История искусств» и отправилась в путешествие из Нью-Йорка на корабле третьего класса. Девушка планировала увидеть Италию, Францию, Испанию, изучать местные достопримечательности и делать наброски. Рут предложила ей немного пофотографироваться.
«Если я опубликую фотографии, то получу пятнадцать долларов и смогу подольше задержаться тут» - сказала она, уговаривая Нинали на фотопрогулку.
«На следующее утро мы отправились в город и просто валяли дурака, - вспоминает героиня снимков. – Мы были двумя молодыми, беззаботными, забавляющиеся идеей путешествия в одиночку для женщины».
Высокая, статная девушка любовалась статуями, спрашивала дорогу, торговалась на рынках, флиртовала в кафе. Все это ловила Рут на свою камеру, сама того не осознавая, создавая настоящую киноповесть. Момент, когда Нинали (для фотосессии она взяла себе псевдоним Джинкс Аллен) пробирается сквозь толпу темпераментных итальянцев, она ухватила мгновенно. Это не было постановкой. Рут лишь окликнула мужчин и попросила их не смотреть в камеру. Также она предложила девушке пройтись еще раз, чтобы быть уверенной, что снимок получился. Всего с двух попыток была снята фотография, которая стала легендарной и основополагающей в карьере Рут Оркин, та самая жемчужина её фотоархива – «Американская девушка в Италии».
Вернувшись в Нью-Йорк, Оркин присоединилась к местной «Фотолиге», снимавшей рабочий класс и бедные кварталы города. В «Фотолиге» она познакомилась с коллегой Морисом Энгелем, который в 1952 году стал её мужем. Вместе с Морисом Рут наконец-то удалось воплотить свою давнюю мечту о кино. Совместно они сняли несколько фильмов, каждый из которых был новым словом в кинематографе. Одна из самых знаковых работ – полнометражный фильм «Маленький беглец» о мальчике из Нью-Йорка, ошибочно решившем, что он убил старшего брата и теперь вынужден бежать. Пара была совершенными новичками в кино, это дало им возможность не мыслить стереотипно и создать по-настоящему новый киноязык. Для съёмок на натуре Кони-Айленда они использовали легкую 35-миллиметровую камеру, позволяющую кадру быть быстрым и спонтанным. Годы спустя Трюффо и Кассаветис позаимствовали этот прием. Сам Трюффо не раз говорил, что «Маленький беглец» послужил вдохновением для его «400 ударов», а также то, что эта картина стала импульсом для французской «новой волны».
Материнство не стало для Оркин препятствием в карьере, но развернуло её личное творчество в иную сторону. В 1960-е она иронично представлялась: «я домохозяйка и живописный фотограф». Дочь Рут вспоминает мать, которая по-прежнему не выпускала фотоаппарат из рук, снимая «самый замечательный семейный альбом».
«У нас в каждой комнате стоял прожектор по 500 ват. Это, ни в коем случае, не было навязчиво. Она просто хотела быть всегда готовой, не упустить важный кадр. Так была снята моя любимая фотография, на которой я подражаю отцу, который бреется».
Болезнь, с которой Оркин пыталась справиться 17 лет, сделала её затворницей квартиры в живописном районе с видом на Центральный Парк. Не отчаиваясь, она продолжила снимать улицу из окна. Так появились знаменитые книги – «Мир за моим окном» (1978), «Ещё картинки из моего окна» (1983). Она снимала времена года, как вид парка меняет снег, туман, солнечный свет, осенние краски.
Рут Оркин не стало 16 января 1985 года, ей было 63 года. Заботу об обширном архиве фотографий взяла на себя дочь Оркин – Мэри Энджел. Также после смерти отца в 2005 году, она занялась упорядочиванием и его фотоархива. Спустя годы Мэри Энджел основала организацию, цель которой – сохранить и показать миру подобные частные фотоархивы.
Среди многочисленных наград Оркрин – звание одной из лучших женщин-фотографов США, наравне с Доротеей Ланж и Маргарет Бурк-Уайт. Преданная своему делу, она стала своего рода первопроходцем, одной из первых женщин, превративших фотожурналистику в профессию и дело всей жизни.
cameralabs.org
путешествия фотография