Мир до F80: гиперкары Ferrari
2024-10-29 09:50:43
Вспоминаем F40, F50, Enzo и LaFerrari — важнейшие вехи в истории марки
Наследие и бэкграунд накладывают огромную ответственность на производителей, иногда сковывая их кандалами. Jeep не может переделать конструкцию рамного и мостового Wrangler — фанаты не поймут и скорее всего проклянут. C Subaru всё понятно — быть их двигателям оппозитными до скончания времен. Ferrari? Здесь история интересная! Компания имеет богатейшие традиции атмосферных моторов V12, но отказалась от продолжения банкета на новейшем гиперкаре F80 во имя прогресса. Удивительно, какими смелыми и яркими мазками компания рисует собственное будущее! Ну а мы пока вспомним предков «восьмидесятого», которые чтили и хранили заветы.
Так сложилось, что мне парадоксальным образом близки две противоположные культуры — американская и японская. Но Ferrari… Знаете, одно это слово вызывает учащенное сердцебиение! Убежден: в Маранелло строили, строят и, надеюсь, будут строить одни из лучших автомобилей на планете с точки зрения эстетики, науки и ездовых свойств. Когда F80 справил дебют, ваш покорный слуга сидел час над фотографиями и радовался каждой как ребенок. Очень воодушевляющий проект! И чересчур смелый — настолько, что многие поклонники наверняка взгрустнули. Ну да, 1200 л.с., технологии из мира автоспорта и шедевральный стайлинг. Но почему инженеры предпочли трехлитровый V6 с двумя турбокомпрессорами каноничному атмосферному V12?
На вопрос дал исчерпывающий ответ Энрико Галлиера, директор по маркетингу и коммуникациям Ferrari в интервью британскому изданию Auto Express: «Мы задумались, будет ли использоваться самый культовый двигатель (V12) или самый производительный (V6) и решили взять самый производительный. Это то, что мы всегда делали с нашими суперкарами, просто посмотрите на F40 и его V8 с двумя турбокомпрессорами. Мы также задали вопрос о том, рассматривается ли электрическая или plug-in гибридная силовая установка, на что получили категоричный ответ: «Нет, мы считаем, что на данный момент это лучшее решение»».
Ferrari F40
Без «сороковой» не обходится ни один обзор великих «Феррари» или выдающихся машин восьмидесятых годов. Свою роль играет статус — суперкар приурочен к 40-летнему юбилею марки и был последним лично одобренным самим Энцо Феррари. Очков накидывает тот факт, что над F40 работал знаменитый конструктор Никола Матерацци, позже активно помогавший создавать Bugatti EB110. Плюс сумасшедший дизайн авторства Пьетро Камарделлы из кароццерии Pininfarina.
40 появилась по воле случая и обстоятельств. Ferrari приготовила шесть экземпляров Evoluzione на основе 288 GTO для участия в раллийной Group B, однако после серии трагических инцидентов категорию расформировали. Тогда программу решили продолжить и превратить «Эво» в экстремальный и спартанский дорожный автомобиль. Компанию, конечно, пытались упрекнуть в циничном желании подзаработать, но маркетологи парировали: «Клиенты жалуются, дескать, Ferrari становятся чересчур шикарными. А F40 адресована тем, кому нужен чистый драйв».
Купе представляет собой не лабораторию будущего, как Porsche 959, а сбежавший на улицы гоночный снаряд. Салон проще некуда – обнять и плакать. Шасси с двойными поперечными рычагами и сверхмалым дорожным клиренсом — для трека и настоящая боль, если вас потянет на большой туризм. За кабиной продольно установлен 478-сильный V8 объемом 2,9 литра с двумя «улитками». Пиковые 577 Нм бескомпромиссно врываются в жизнь экипажа при 4000 об/мин и красноречиво намекают на масштабы турбоямы.
Ferrari F50
Если бы понятие «гиперкар» существовало в девяностых, то F50 ему бы определенно соответствовал. Это истинный флагманский Ferrari — концентрат эмоций и стиля. Звук — просто с ума сойти! Да и в остальном F50 не промах. Не поленитесь и оцените видеоролик японского шоу Best Motoring, где он жестоко разделывается со всякими Porsche и Lamborghini на треке.
Заказанный тогдашним президентом Ferrari Лукой ди Монтедземоло суперкар должен был олицетворять собой подлинное совершенство через привлечение технологий Формулы-1. Перед нами фактически болид для дорог общего пользования. Он базируется на карбоновом монококе, держится мертвой хваткой за асфальт благодаря подвеске типа push-rod с двойными поперечными рычагами и электронноуправляемыми горизональными амортизаторами Bilstein.
Мотор Tipo F130 B V12 греет душу пилота душераздирающим воплем и происхождением. Конструкторы отталкивались от 3,5-литрового формульного агрегата и переработали концепцию в гражданский, крутильный и веселый «четыре и семь». Пиковую отдачу — 519 л.с. при 8000 об/мин и 471 Нм при 6500 об/мин — нужно заслужить, не стесняясь работая с акселератором. При этом наслаждаясь чистотой ощущений: у F50 нет гидроусилителя руля, вакуумного усилителя тормозов, ABS и трекшн-контроля.
Если все сделать правильно, суперкар наградит отличным временем круга. Например, родной для Ferrari автодром Fiorano он проходит за 1 минуту 27 секунд, на 2,6 секунды быстрее F40.
В общем, классная штука! Но тогда почему ее редко упоминают всуе? «Он тяжелее и не такой элегантный (в сравнении с F40), и хотя Ferrari обещала разгон до 202 миль/ч (325 км/ч) — на одну милю больше, чем F40 — наш тест 1997 года показал, что передаточные числа позволят ему разогнаться лишь до «средних» 190 миль/ч (около 315 км/ч). Непростительно. McLaren F1 набирал до 240 миль/ч (386 км/ч) и заявлял о превосходной степени мощности, ускорения и эксклюзивности. Ferrari же стал мешком для битья», — писал журнал Road & Track.
Тем не менее, статья заканчивалась справедливой ремаркой: «У владельца этого F50 также есть F40, и он говорит, что «пятидесятая» лучше во всех отношениях. Я ему верю. В 1995 году она стоила 480 тысяч долларов. Теперь — 4,5 миллиона долларов. Если бы Ferrari построила новую, полностью аналоговую модель с тремя педалями и приоритетом вовлеченности над цифрами, я убежден, что фирма могла бы брать восьмизначные суммы и не имела бы проблем с продажей каждой из них. F50 всегда была правильной машиной. Просто она появилась в неподходящее время».
Ferrari Enzo
Нечто максимально приближенное к болиду Формулы-1 — давняя идея-фикс некоторых брендов. Mercedes-AMG, например, пошел ва-банк со своим умопомрачительным One. Напомним, инженеры мучились с ним пять лет, но всё-таки сделали то, что еще никому не удавалось — адаптировали таки небывалые гоночные решения. Ferrari никогда не бросалась в подобные крайности, а пыталась найти разумный компромисс. Пример тому — Enzo в честь основателя компании Энцо Феррари.
Внешность снаряда буквально вопит о своих идейных родственниках — один только формульный «нос» производит сильное и вместе с тем неоднозначное впечатление. Зато техника великолепна без вопросов! Президент Ferrari Лука ди Монтедземоло говорил: «Я хотел улучшить каждый элемент, чтобы создать суперэкстремальный автомобиль». Его пожелание выполнено блестяще!
«Энцо» выступил в качестве платформы для 800-сильного FXX, гоночного монстра без доступа на дороги общего пользования. С измененными настройками и дополнениями в виде телеметрического оборудования для полного контроля всех систем и поведения. FXX не передавали клиентам — Ferrari сама хранила, обслуживала и доставляла на разные автодромы для проведения трек-дней
Enzo — винегрет из шестилитрового Tipo F140 B V12 (660 л.с. при 7800 об/мин и 657 Нм при 5500 об/мин), шестиступенчатого «робота» Graziano с подрулевыми переключателями (смена передач за 150 миллисекунд), бескомпромиссного шасси и изощренной аэродинамики (предусмотрен активный задний спойлер), которая генерирует 585 кг прижимной силы на максимальных 350 км/ч. На замерах издания Car and Driver «Энцо» зафиксирован спринт до 100 км/ч за 3,7 секунды и «квотер» за 11 секунд. Быстро по любым стандартам и космос для начала нулевых.
Программу FXX продолжил вариант Evoluzione. Двигатель форсирован до 860 л.с., переключение передач происходит за молниеносные 60 миллисекунды (на 20 миллисекунд быстрее, чем у FXX). Аэродинамика усовершенствована. Максимальная скорость — 365 км/ч
А еще Enzo — это углерод-керамические тормоза Brembo, впечатлившие американских журналистов не меньше темперамента: «Из-за ошеломляющего замедления наши глаза слезятся, а тела напрягаются в четырехточечных ремнях безопасности. Как будто какая-то вторичная магнитная сила замедляет Ferrari, втягивая ее в поверхность трассы. После вызывающей укачивание демонстрации из трех кругов, испытатель Дарио Бенуцци говорит нам, что диски прошли свыше 40 тысяч километров и серию торможений с 320 км/ч до полной остановки».
Ferrari LaFerrari
В 2010-е годы существовало понятие «The Holy Trinity of Hypercars» («Святая троица гиперкаров»). Звучит чересчур громко, но по сути точно и справедливо. Ведь как еще назвать разборку McLaren P1, Porsche 918 Spyder и Ferrari LaFerrari?! То ли тогда царил творческий кризис с названиями, то ли так задумывалось, но имя LaFerrari означает… «Феррари» по-итальянски. А еще говорят, что японцы — странные люди.
LaFerrari выпущен партией в 499 экземпляров
Гиперкар являет собой квинтэссенцию развития 12-цилиндровых среднемоторников из Маранелло. Дизайном занималась не Pininfarina, а собственная студия под началом Флавио Манцони. Кстати, он же руководил проектом F80. Под стилистически безупречным кузовом скрывается крутейшая и интересная по целому ряду причин начинка.
Первое: карбоновый монокок с увеличенной на 27 процентов жесткостью на кручение разработан техническим директором формульной команды Рори Бирном. Второе: LaFerrari — первый гибрид в истории бренда и на тот момент мощнейший дорожный автомобиль с гарцующим жеребцом на эмблеме. F140 FE V12 объемом 6,3 литра с непосредственным впрыском топлива и отсечкой на 9250 об/мин работает в паре с преселективным семиступенчатым «роботом», дополнен электромотором и системой рекуперации кинетической энергии KERS, которая пришла из Формулы-1.
Трековую клиентскую программу продолжил FXX-K (К — отсылка к KERS) 2015-2017 годов. Из гибридной системы выжаты 1050 л.с. Оперение скорректировано — при 200 км/ч гиперкар приколачивают к асфальту 540 кг прижимной силы. Ездовые режимы — Qualify (мобилизация системы на коротких дистанциях). Long Run (для длинных дистанций). Fast Charge (быстрая зарядка аккумуляторной батареи), Manual Boost (полный потенциал двигателя и АКБ)
© Ferrari
Третье: продвинутая электроника. Система курсовой устойчивости, спортивная ABS, трекшн-контроль EF1-Trac, электронноуправляемый дифференциал третьего поколения (E-Diff 3), адаптивные амортизаторы и компоненты активной аэродинамики управляются и контролируются несколькими десятками бортовых компьютеров.
FFX-K Evo 2017–2019 годов — это пакет усовершенствованной аэродинамики для FXX-K. Прижимная сила увеличена на 23% по сравнению с FXX-K и на 75% относительно LaFerrari
© Ferrari
Пиковые характеристики — 963 л.с. и около 900 Нм. Производитель утверждает, что LaFerrari способна набрать сотню менее чем за три секунды и это чистая правда! На тестах Car and Driver зафиксировано ускорение до 97 км/ч (60 миль/ч) за 2,5 секунды и прохождение 1/4 мили за 9,8 секунды. При параллельном старте с места полноприводный Porsche 918 Spyder чуть пошустрее, но если вдавить педаль газа с хода, более тяжелый немецкий соперник останется позади.
Наследие и бэкграунд накладывают огромную ответственность на производителей, иногда сковывая их кандалами. Jeep не может переделать конструкцию рамного и мостового Wrangler — фанаты не поймут и скорее всего проклянут. C Subaru всё понятно — быть их двигателям оппозитными до скончания времен. Ferrari? Здесь история интересная! Компания имеет богатейшие традиции атмосферных моторов V12, но отказалась от продолжения банкета на новейшем гиперкаре F80 во имя прогресса. Удивительно, какими смелыми и яркими мазками компания рисует собственное будущее! Ну а мы пока вспомним предков «восьмидесятого», которые чтили и хранили заветы.
Так сложилось, что мне парадоксальным образом близки две противоположные культуры — американская и японская. Но Ferrari… Знаете, одно это слово вызывает учащенное сердцебиение! Убежден: в Маранелло строили, строят и, надеюсь, будут строить одни из лучших автомобилей на планете с точки зрения эстетики, науки и ездовых свойств. Когда F80 справил дебют, ваш покорный слуга сидел час над фотографиями и радовался каждой как ребенок. Очень воодушевляющий проект! И чересчур смелый — настолько, что многие поклонники наверняка взгрустнули. Ну да, 1200 л.с., технологии из мира автоспорта и шедевральный стайлинг. Но почему инженеры предпочли трехлитровый V6 с двумя турбокомпрессорами каноничному атмосферному V12?
На вопрос дал исчерпывающий ответ Энрико Галлиера, директор по маркетингу и коммуникациям Ferrari в интервью британскому изданию Auto Express: «Мы задумались, будет ли использоваться самый культовый двигатель (V12) или самый производительный (V6) и решили взять самый производительный. Это то, что мы всегда делали с нашими суперкарами, просто посмотрите на F40 и его V8 с двумя турбокомпрессорами. Мы также задали вопрос о том, рассматривается ли электрическая или plug-in гибридная силовая установка, на что получили категоричный ответ: «Нет, мы считаем, что на данный момент это лучшее решение»».
Ferrari F40
Без «сороковой» не обходится ни один обзор великих «Феррари» или выдающихся машин восьмидесятых годов. Свою роль играет статус — суперкар приурочен к 40-летнему юбилею марки и был последним лично одобренным самим Энцо Феррари. Очков накидывает тот факт, что над F40 работал знаменитый конструктор Никола Матерацци, позже активно помогавший создавать Bugatti EB110. Плюс сумасшедший дизайн авторства Пьетро Камарделлы из кароццерии Pininfarina.
40 появилась по воле случая и обстоятельств. Ferrari приготовила шесть экземпляров Evoluzione на основе 288 GTO для участия в раллийной Group B, однако после серии трагических инцидентов категорию расформировали. Тогда программу решили продолжить и превратить «Эво» в экстремальный и спартанский дорожный автомобиль. Компанию, конечно, пытались упрекнуть в циничном желании подзаработать, но маркетологи парировали: «Клиенты жалуются, дескать, Ferrari становятся чересчур шикарными. А F40 адресована тем, кому нужен чистый драйв».
Купе представляет собой не лабораторию будущего, как Porsche 959, а сбежавший на улицы гоночный снаряд. Салон проще некуда – обнять и плакать. Шасси с двойными поперечными рычагами и сверхмалым дорожным клиренсом — для трека и настоящая боль, если вас потянет на большой туризм. За кабиной продольно установлен 478-сильный V8 объемом 2,9 литра с двумя «улитками». Пиковые 577 Нм бескомпромиссно врываются в жизнь экипажа при 4000 об/мин и красноречиво намекают на масштабы турбоямы.
Ferrari F50
Если бы понятие «гиперкар» существовало в девяностых, то F50 ему бы определенно соответствовал. Это истинный флагманский Ferrari — концентрат эмоций и стиля. Звук — просто с ума сойти! Да и в остальном F50 не промах. Не поленитесь и оцените видеоролик японского шоу Best Motoring, где он жестоко разделывается со всякими Porsche и Lamborghini на треке.
Заказанный тогдашним президентом Ferrari Лукой ди Монтедземоло суперкар должен был олицетворять собой подлинное совершенство через привлечение технологий Формулы-1. Перед нами фактически болид для дорог общего пользования. Он базируется на карбоновом монококе, держится мертвой хваткой за асфальт благодаря подвеске типа push-rod с двойными поперечными рычагами и электронноуправляемыми горизональными амортизаторами Bilstein.
Мотор Tipo F130 B V12 греет душу пилота душераздирающим воплем и происхождением. Конструкторы отталкивались от 3,5-литрового формульного агрегата и переработали концепцию в гражданский, крутильный и веселый «четыре и семь». Пиковую отдачу — 519 л.с. при 8000 об/мин и 471 Нм при 6500 об/мин — нужно заслужить, не стесняясь работая с акселератором. При этом наслаждаясь чистотой ощущений: у F50 нет гидроусилителя руля, вакуумного усилителя тормозов, ABS и трекшн-контроля.
Если все сделать правильно, суперкар наградит отличным временем круга. Например, родной для Ferrari автодром Fiorano он проходит за 1 минуту 27 секунд, на 2,6 секунды быстрее F40.
В общем, классная штука! Но тогда почему ее редко упоминают всуе? «Он тяжелее и не такой элегантный (в сравнении с F40), и хотя Ferrari обещала разгон до 202 миль/ч (325 км/ч) — на одну милю больше, чем F40 — наш тест 1997 года показал, что передаточные числа позволят ему разогнаться лишь до «средних» 190 миль/ч (около 315 км/ч). Непростительно. McLaren F1 набирал до 240 миль/ч (386 км/ч) и заявлял о превосходной степени мощности, ускорения и эксклюзивности. Ferrari же стал мешком для битья», — писал журнал Road & Track.
Тем не менее, статья заканчивалась справедливой ремаркой: «У владельца этого F50 также есть F40, и он говорит, что «пятидесятая» лучше во всех отношениях. Я ему верю. В 1995 году она стоила 480 тысяч долларов. Теперь — 4,5 миллиона долларов. Если бы Ferrari построила новую, полностью аналоговую модель с тремя педалями и приоритетом вовлеченности над цифрами, я убежден, что фирма могла бы брать восьмизначные суммы и не имела бы проблем с продажей каждой из них. F50 всегда была правильной машиной. Просто она появилась в неподходящее время».
Ferrari Enzo
Нечто максимально приближенное к болиду Формулы-1 — давняя идея-фикс некоторых брендов. Mercedes-AMG, например, пошел ва-банк со своим умопомрачительным One. Напомним, инженеры мучились с ним пять лет, но всё-таки сделали то, что еще никому не удавалось — адаптировали таки небывалые гоночные решения. Ferrari никогда не бросалась в подобные крайности, а пыталась найти разумный компромисс. Пример тому — Enzo в честь основателя компании Энцо Феррари.
Внешность снаряда буквально вопит о своих идейных родственниках — один только формульный «нос» производит сильное и вместе с тем неоднозначное впечатление. Зато техника великолепна без вопросов! Президент Ferrari Лука ди Монтедземоло говорил: «Я хотел улучшить каждый элемент, чтобы создать суперэкстремальный автомобиль». Его пожелание выполнено блестяще!
«Энцо» выступил в качестве платформы для 800-сильного FXX, гоночного монстра без доступа на дороги общего пользования. С измененными настройками и дополнениями в виде телеметрического оборудования для полного контроля всех систем и поведения. FXX не передавали клиентам — Ferrari сама хранила, обслуживала и доставляла на разные автодромы для проведения трек-дней
Enzo — винегрет из шестилитрового Tipo F140 B V12 (660 л.с. при 7800 об/мин и 657 Нм при 5500 об/мин), шестиступенчатого «робота» Graziano с подрулевыми переключателями (смена передач за 150 миллисекунд), бескомпромиссного шасси и изощренной аэродинамики (предусмотрен активный задний спойлер), которая генерирует 585 кг прижимной силы на максимальных 350 км/ч. На замерах издания Car and Driver «Энцо» зафиксирован спринт до 100 км/ч за 3,7 секунды и «квотер» за 11 секунд. Быстро по любым стандартам и космос для начала нулевых.
Программу FXX продолжил вариант Evoluzione. Двигатель форсирован до 860 л.с., переключение передач происходит за молниеносные 60 миллисекунды (на 20 миллисекунд быстрее, чем у FXX). Аэродинамика усовершенствована. Максимальная скорость — 365 км/ч
А еще Enzo — это углерод-керамические тормоза Brembo, впечатлившие американских журналистов не меньше темперамента: «Из-за ошеломляющего замедления наши глаза слезятся, а тела напрягаются в четырехточечных ремнях безопасности. Как будто какая-то вторичная магнитная сила замедляет Ferrari, втягивая ее в поверхность трассы. После вызывающей укачивание демонстрации из трех кругов, испытатель Дарио Бенуцци говорит нам, что диски прошли свыше 40 тысяч километров и серию торможений с 320 км/ч до полной остановки».
Ferrari LaFerrari
В 2010-е годы существовало понятие «The Holy Trinity of Hypercars» («Святая троица гиперкаров»). Звучит чересчур громко, но по сути точно и справедливо. Ведь как еще назвать разборку McLaren P1, Porsche 918 Spyder и Ferrari LaFerrari?! То ли тогда царил творческий кризис с названиями, то ли так задумывалось, но имя LaFerrari означает… «Феррари» по-итальянски. А еще говорят, что японцы — странные люди.
LaFerrari выпущен партией в 499 экземпляров
Гиперкар являет собой квинтэссенцию развития 12-цилиндровых среднемоторников из Маранелло. Дизайном занималась не Pininfarina, а собственная студия под началом Флавио Манцони. Кстати, он же руководил проектом F80. Под стилистически безупречным кузовом скрывается крутейшая и интересная по целому ряду причин начинка.
Первое: карбоновый монокок с увеличенной на 27 процентов жесткостью на кручение разработан техническим директором формульной команды Рори Бирном. Второе: LaFerrari — первый гибрид в истории бренда и на тот момент мощнейший дорожный автомобиль с гарцующим жеребцом на эмблеме. F140 FE V12 объемом 6,3 литра с непосредственным впрыском топлива и отсечкой на 9250 об/мин работает в паре с преселективным семиступенчатым «роботом», дополнен электромотором и системой рекуперации кинетической энергии KERS, которая пришла из Формулы-1.
Трековую клиентскую программу продолжил FXX-K (К — отсылка к KERS) 2015-2017 годов. Из гибридной системы выжаты 1050 л.с. Оперение скорректировано — при 200 км/ч гиперкар приколачивают к асфальту 540 кг прижимной силы. Ездовые режимы — Qualify (мобилизация системы на коротких дистанциях). Long Run (для длинных дистанций). Fast Charge (быстрая зарядка аккумуляторной батареи), Manual Boost (полный потенциал двигателя и АКБ)
© Ferrari
Третье: продвинутая электроника. Система курсовой устойчивости, спортивная ABS, трекшн-контроль EF1-Trac, электронноуправляемый дифференциал третьего поколения (E-Diff 3), адаптивные амортизаторы и компоненты активной аэродинамики управляются и контролируются несколькими десятками бортовых компьютеров.
FFX-K Evo 2017–2019 годов — это пакет усовершенствованной аэродинамики для FXX-K. Прижимная сила увеличена на 23% по сравнению с FXX-K и на 75% относительно LaFerrari
© Ferrari
Пиковые характеристики — 963 л.с. и около 900 Нм. Производитель утверждает, что LaFerrari способна набрать сотню менее чем за три секунды и это чистая правда! На тестах Car and Driver зафиксировано ускорение до 97 км/ч (60 миль/ч) за 2,5 секунды и прохождение 1/4 мили за 9,8 секунды. При параллельном старте с места полноприводный Porsche 918 Spyder чуть пошустрее, но если вдавить педаль газа с хода, более тяжелый немецкий соперник останется позади.
авто