Нескучные новости на Mudrila.ru

Забытый маршал Победы Фёдор Толбухин

2023-08-14 10:20:09
Он вовсе не мечтал в детстве о подвигах, строгой дисциплине и воинской славе. Фёдор Толбухин взял в руки оружие, чтобы защищать родную землю, а после прошёл сложный путь от рядового до маршала. После приёма у Сталина он мог бы отправиться прямиком в лагеря или на расстрел, если бы он ответил неправильно на единственный вопрос. И пусть он один из всех маршалов Советского Союза не был удостоен при жизни звания Героя, судьба хранила его ради великих побед. И последнюю из них он одержал уже в мирное время.

Есть такая профессия


Фёдор Толбухин родился в крестьянской семье. Детей было много, но никто не голодал и не бедствовал, потому что и родители, и дети, когда подрастали, много работали. Тяжелее пришлось, когда отец умер, но на помощь пришёл брат отца, петербургский купец, который взял детей на воспитание. Фёдор после окончания торговой школы поступил в коммерческое училище и экстерном сдал экзамены за полный курс, устроился на работу бухгалтером и мог бы сделать на этом поприще неплохую карьеру.
Но тут началась Первая мировая война, и Фёдор, в августе 1914 году получивший отсрочку от призыва, уже в декабре вступил добровольно в царскую армию. После обучения в офицерской школе вышел в звании прапорщика и, получив под своё командование роту, отправился на фронт. Воевал бесстрашно, не раз получал ранения и контузии, но о комиссовании не думал – снова и снова возвращался на фронт. Но в 1917 он получил серьёзную контузию, оправляться от которой пришлось почти целый год. В Петрограде работы для него не нашлось, и Фёдор Толбухин вернулся на родину в Ярославскую губернию, где его избрали военным комиссаром волости.

В том же 1918 году он был официально зачислен в ряды Красной армии, когда же пламя Гражданской войны разгорелось слишком жарко, снова отправился на фронт добровольцем, оставив тёплое место военкома. Его смекалка, лидерские качества и способность быстро принимать рациональные решения были замечены командованием, и после курсов штабной работы его назначили помощником начальника штаба дивизии. В армии его быстро признали «своим», никаких антисоветских настроений у него не наблюдалось, а в бою он всегда показывал себя с лучшей стороны.
Его хотели снова было направить учиться, в этот раз в Академию Генштаба, но к началу занятий он опоздал, слишком долго шли согласования. Вскоре после возвращения в 56-ю дивизию он получил приказ о назначении начальником штаба. Занимал эту должность порядка 10 лет, правда, были у него перерывы на время учёбы. Слава о Толбухине как о бесстрашном и мудром командире, уже шла в то время. Он боролся с белофиннами, противостоял бандам, занимал временно пост и командира дивизии. А ещё учился, то на курсах, то в военной академии. Он служил начальником штаба в стрелковом корпусе Ленинградского военного округа, а в 1937 году его перевели в Киевский ВО. А потом неожиданно вызвали в Москву.
Служу России

Шло время массовых репрессий, и отправляясь в столицу, комбриг не знал, вернётся ли он назад. Случаев, когда вызванные в Москву офицеры уже никогда не возвращались к месту несения службы, было не так уж мало. Судьба их была известна, многие получали клеймо «врага народа» и попадали в лагеря или на расстрел. Начальник Генштаба Шапошников, расспросив Толбухина о делах, сказал, что им пора в Кремль, ждёт товарищ Сталин, изъявивший желание лично познакомиться с комбригом.
Сталин поприветствовал гостей, внимательно осмотрел Толбухина с ног до головы, с первых же минут разговора дав понять, что с его личным делом он ознакомился и остался доволен, но один вопрос для себя он так и не прояснил: за что воевал красный командир, бывший царский офицер, у которого, как говорят, жена – графиня? Толбухин, не задумываясь, ответил: «За Россию!» Кажется, столь быстрый ответ товарища Сталина несколько удивил, но вполне удовлетворил, потому что на лице его после этого появилась едва заметная одобрительная улыбка. После этого Федора Толбухина перевели на Кавказ и повысили в звании – он стал комдивом.

А потом грянула Великая Отечественная война. Фёдор Иванович проявил себя не только как выдающийся стратег, но ещё и как заботливый командир. Он всегда думал о тех, кто пойдёт в бой, и старался избегать бессмысленных жертв. Их и вполне оправданных хватало с лихвой. Он освобождал Севастополь, возглавлял разработку Керченско-Феодосиевской операции, но не смог угодить прилетевшему из Москвы для ознакомления с обстановкой начальнику Главного политуправления и заместителю наркома обороны Льву Мехлису.
В построении оборонительных сооружений он увидел попытку отсидеться, а когда Толбухин вступил с ним в спор, и вовсе освободил от должности начальника штаба Крымского фронта. Но в обиду талантливого военачальника не дали. Тот самый Шапошников, с которым Толбухин был на приёме у Сталина, перевёл генерал-майора под Сталинград, где его талант полководца был востребован. После того, как Красная Армия одержала сокрушительную победу в Сталинградской битве, Толбухина наградили орденом Суворова 1-й степени и присвоили звание генерал-лейтенанта.

Фёдор Толбухин был командующим войсками Южного фронта (впоследствии ставшего 4-м Украинским), прорывал на Миусском рубеже оборону немцев, уходившую вглубь на несколько десятков километров, освобождал Крымский полуостров, после чего его назначили командующим 3-им Украинским фронтом. В этом качестве он вместе с генералом армии Малиновским, возглавлявшим 2-й украинский фронт, разработал и провёл Ясско-Кишиневскую стратегическую военную операцию, которая и сегодня считается одной из самых выдающихся и успешных за всё время войны. В сентябре 1944 Фёдору Толбухину было присвоено звание маршала Советского Союза. Он освобождал Будапешт и Вену, а встретил День Победы маршал Толбухин в предгорьях Альп. До 1947 года Фёдор Иванович Толбухин командовал Южной группой войск, затем был назначен командующим войсками Закавказского военного округа. А в Тбилиси он однажды случайно встретился с Фаиной Раневской.
«Я маршал»

Фаина Георгиевна в 1947 году была в Тбилиси, но в ресторане, где отдыхала компания, ей не понравилось, еда оказалась невкусной, а обстановка вообще не способствовала веселью. Когда она выходила, дверь для неё поддержал какой-то мужчина в нарядном костюме с нашивками, и актриса слегка виновато сказала, что с этими тяжеленными дверьми она никогда не сможет справиться без помощи швейцара. Незнакомец расстроенно засопел и заявил о том, что он вовсе не швейцар.
Раневская окинула его взглядом и быстро извинилась перед «товарищем генералом». Но этим актриса только усугубила ситуацию. «Я не генерал. Я – маршал», – выдавил Фёдор Толбухин. Фаина Раневская удивлённо смотрела на маршала. Она никогда раньше не видела таких больших и серьёзных мужчин, которые обижаются ровно как дети. Актриса была крайне удивлена: маршал, не погнушался открыть дверь женщине!

Толбухин сразу не узнал актрису, но предложил подвезти её, а Фаина Раневская от поездки отказалась, ей хотелось прогуляться. Фёдор Толбухин никак не мог понять, кого напоминает ему эта женщина, а потом робко сказал, что она похожа на актрису, которую он видел в кино. Фаина Раневская напряглась, она очень не любила, когда ей докучали фразой «Муля, не нервируй», она едва скрывала разочарование. Но Толбухин вдруг сказал совсем не о «Подкидыше», а о сказке «Золушка». А ещё о том, что ему было очень жаль мачеху, которую играла та актриса. Тут уже Раневская выдала себя, она была крайне удивлена и тем, что большой военачальник смотрел сказку, да ещё и пожалел «её» мачеху!

После этого они расстаться так и не смогли, долго гуляли по ночному Тбилиси, говорили обо всём на свете, смеялись и вообще вели себя, как подростки. Раневская не могла поверить, что такие мужчины вообще бывают: сильный, мужественный и одновременно – робкий и деликатный. Фёдор Толбухин и Фаина Раневская стали встречаться. Актриса рассказывала подруге о том, какой необыкновенный мужчина встретился ей на пути. Маршалу и актрисе было очень хорошо вместе. Казалось, будто эти взрослые люди вернулись на несколько десятков лет назад и испытывают первые робкие чувства. Они берегли друг друга, дорожили возникшей между ними тонкой ниточкой взаимопонимания и, возможно, большой любви.

В день рождения актрисы, 26 августа 1947 года, Толбухин устроил для Раневской какой-то невероятный праздник. Она никогда не делилась его подробностями, лишь говорила, что это было незабываемо и показывала свой подарок – заводную игрушечную машинку. Они часто встречались, маршал бывал в Москве по службе, актриса летала в Тбилиси. Кажется, только в то время и была Фаина Раневская безусловно счастлива. Но в 1949 году Фёдор Иванович Толбухин скончался. И больше никогда не было в жизни Фаины Георгиевны мужчины, который смог бы заставить её беззаботно смеяться и катать по полу заводную машинку. Она и так считала свой талант проклятием, обрекшим её на одиночество.

история военное
Комментарии (0):
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии на сайте. Используй для входа свой аккаунт в социальной сети:

Еще интересное: