Культурный минимум: 7 фильмов Хичкока, которые надо знать
2020-08-13 19:05:02
13 августа 1899 года в семье лондонского рыбака родился мальчик, который вскоре обогатит кинематограф поразительно изобретательными, остроумными и одновременно страшными фильмами. Величайший классик триллеров Альфред Хичкок…
MAXIM решил расставить семь самых обязательных кинолент Хичкока в порядке возрастания их важности. Мы знаем, как тяжело современного бездельника заставить смотреть старые черно-белые фильмы, поэтому облегчаем задачу на случай, если все семь для него перебор. Пусть смотрит первый. Кстати, хорошая новость: далеко не все фильмы Хичкока черно-белые.
7. Птицы (The Birds, 1963)
Полуфантастический триллер о массовом помешательстве пернатых, вообразивших себя врагами человечества. Из всех первостатейных лент Хичкока, наверное, именно «Птицы» слабее всего выдержали проверку временем. Причин тому две. Во-первых, в свое время фильм казался невероятным техническим достижением: попробуй-ка заставить целые стаи птиц сидеть перед камерой и выполнять приказы режиссера! Но нынче, в компьютерную эпоху, подобного рода съемки уже никого не поражают.
Во-вторых, центральную (и очень весомую!) часть фильма занимает история романтической пары, которую изображают Типпи Хедрен и Род Тейлор. В наши времена актеры практически забытые, а потому их бенефис не так возбуждает зрителя, как, например, грандиозная пара Грейс Келли и Джеймс Стюарт в ленте «Окно во двор». Тем не менее «Птицы» надо смотреть обязательно, ибо пародии, цитирования и подражания этой ленте до сих пор плодятся в невероятных количествах.
6. Веревка (Rope, 1948)
У режиссера имелась маниакальная страсть ставить однокомнатные фильмы, своего рода минималистичные кинопьесы. При этом, однако, они обладали чудесным свойством не докучать зрителю своим минимализмом. Наоборот, многие из самых захватывающих картин Хичкока — как раз из числа тех, где все действие происходит в пределах одного дома или даже в одной лодке (см. примечательную «Спасательную шлюпку» 1944 года). «Веревка» хороша тем, что в ней филигранно выдержана легкая и игривая атмосфера вокруг совсем не легкого дела об особо изощренном убийстве, совершенном двумя друзьями с целью интеллектуального упражнения.
5. Незнакомцы в поезде (Strangers on a Train, 1951)
Сюжет, который очень быстро стал каноничным, постоянно в разных формах обыгрывается в искусстве и даже (наверняка) в реальных преступлениях. История о том, как случайные знакомые решают «обменяться» убийствами, придумана, конечно, не самим Хичкоком, он лишь экранизировал роман начинающей писательницы Патриции Хайсмит, внося в повествование изменения, которые считал необходимыми. Патриция потом имела великий успех с экранизациями еще одной своей книги — «Талантливый мистер Рипли».
4. Головокружение (Vertigo, 1958)
Один из самых запутанных сюжетов в портфолио Альфреда Хичкока, и, что особенно отрадно, он воплощен на экране умопомрачительно атмосферно. Это история о частном детективе с синдромом боязни высоты, который сталкивается со странной незнакомкой. Картину Хичкок снял назло французскому режиссеру Анри-Жоржу Клузо, который тремя годами раньше стащил из-под носа Хичкока права на экранизацию другого детектива тех же авторов.
Потрясающий триллер Клузо звался «Дьяволицы», и про него принято говорить, что это лучший фильм Хичкока, который снял не Хичкок.
3. К северу через северо-запад (North by Northwest, 1959)
Шпионско-политический триллер на самую любимую хичкоковскую тему — «докажи, что ты не верблюд». То есть картина о том, как невинный главный герой пытается избавиться от всех подозрений, обвинений и угроз для его жизни. На этот раз персонаж Кэри Гранта, сам того не ведая, влип в самый центр разборок спецслужб.
2. Окно во двор (Rear Window, 1954)
Сильнейшая из камерных картин режиссера, в которой действие практически не выбирается за пределы квартиры, где, сидя у окна со сломанной ногой, Джеймс Стюарт следит за подозрительными соседями и параллельно крутит шашни с Грейс Келли. Причем парочка невероятно остра на язык, и одни только их едкие диалоги стоят того, чтобы зрителю из той комнаты не выходить!
1. Психо (Psycho, 1960)
Один из самых часто цитируемых фильмов в истории кино, одну только сцену убиения в душе оприходовали тысячи раз, и на этом счет точно не закончится. «Психо» однозначно стал самой важной вехой в триллерно-детективном жанре со времен картины «М» Фрица Ланга, и его дух и влияние до сих пор явно ощущается в каждом втором кинофильме и сериале о похождениях маньяков и их жертв.
Актер Энтони Перкинс, кстати, приложил немало усилий для возрождения этого фильма и в итоге снял три продолжения, которых почти никто не видел, но в которых есть свои любопытные моменты.
MAXIM решил расставить семь самых обязательных кинолент Хичкока в порядке возрастания их важности. Мы знаем, как тяжело современного бездельника заставить смотреть старые черно-белые фильмы, поэтому облегчаем задачу на случай, если все семь для него перебор. Пусть смотрит первый. Кстати, хорошая новость: далеко не все фильмы Хичкока черно-белые.
7. Птицы (The Birds, 1963)
Полуфантастический триллер о массовом помешательстве пернатых, вообразивших себя врагами человечества. Из всех первостатейных лент Хичкока, наверное, именно «Птицы» слабее всего выдержали проверку временем. Причин тому две. Во-первых, в свое время фильм казался невероятным техническим достижением: попробуй-ка заставить целые стаи птиц сидеть перед камерой и выполнять приказы режиссера! Но нынче, в компьютерную эпоху, подобного рода съемки уже никого не поражают.
Во-вторых, центральную (и очень весомую!) часть фильма занимает история романтической пары, которую изображают Типпи Хедрен и Род Тейлор. В наши времена актеры практически забытые, а потому их бенефис не так возбуждает зрителя, как, например, грандиозная пара Грейс Келли и Джеймс Стюарт в ленте «Окно во двор». Тем не менее «Птицы» надо смотреть обязательно, ибо пародии, цитирования и подражания этой ленте до сих пор плодятся в невероятных количествах.
6. Веревка (Rope, 1948)
У режиссера имелась маниакальная страсть ставить однокомнатные фильмы, своего рода минималистичные кинопьесы. При этом, однако, они обладали чудесным свойством не докучать зрителю своим минимализмом. Наоборот, многие из самых захватывающих картин Хичкока — как раз из числа тех, где все действие происходит в пределах одного дома или даже в одной лодке (см. примечательную «Спасательную шлюпку» 1944 года). «Веревка» хороша тем, что в ней филигранно выдержана легкая и игривая атмосфера вокруг совсем не легкого дела об особо изощренном убийстве, совершенном двумя друзьями с целью интеллектуального упражнения.
5. Незнакомцы в поезде (Strangers on a Train, 1951)
Сюжет, который очень быстро стал каноничным, постоянно в разных формах обыгрывается в искусстве и даже (наверняка) в реальных преступлениях. История о том, как случайные знакомые решают «обменяться» убийствами, придумана, конечно, не самим Хичкоком, он лишь экранизировал роман начинающей писательницы Патриции Хайсмит, внося в повествование изменения, которые считал необходимыми. Патриция потом имела великий успех с экранизациями еще одной своей книги — «Талантливый мистер Рипли».
4. Головокружение (Vertigo, 1958)
Один из самых запутанных сюжетов в портфолио Альфреда Хичкока, и, что особенно отрадно, он воплощен на экране умопомрачительно атмосферно. Это история о частном детективе с синдромом боязни высоты, который сталкивается со странной незнакомкой. Картину Хичкок снял назло французскому режиссеру Анри-Жоржу Клузо, который тремя годами раньше стащил из-под носа Хичкока права на экранизацию другого детектива тех же авторов.
Потрясающий триллер Клузо звался «Дьяволицы», и про него принято говорить, что это лучший фильм Хичкока, который снял не Хичкок.
3. К северу через северо-запад (North by Northwest, 1959)
Шпионско-политический триллер на самую любимую хичкоковскую тему — «докажи, что ты не верблюд». То есть картина о том, как невинный главный герой пытается избавиться от всех подозрений, обвинений и угроз для его жизни. На этот раз персонаж Кэри Гранта, сам того не ведая, влип в самый центр разборок спецслужб.
2. Окно во двор (Rear Window, 1954)
Сильнейшая из камерных картин режиссера, в которой действие практически не выбирается за пределы квартиры, где, сидя у окна со сломанной ногой, Джеймс Стюарт следит за подозрительными соседями и параллельно крутит шашни с Грейс Келли. Причем парочка невероятно остра на язык, и одни только их едкие диалоги стоят того, чтобы зрителю из той комнаты не выходить!
1. Психо (Psycho, 1960)
Один из самых часто цитируемых фильмов в истории кино, одну только сцену убиения в душе оприходовали тысячи раз, и на этом счет точно не закончится. «Психо» однозначно стал самой важной вехой в триллерно-детективном жанре со времен картины «М» Фрица Ланга, и его дух и влияние до сих пор явно ощущается в каждом втором кинофильме и сериале о похождениях маньяков и их жертв.
Актер Энтони Перкинс, кстати, приложил немало усилий для возрождения этого фильма и в итоге снял три продолжения, которых почти никто не видел, но в которых есть свои любопытные моменты.
кино