Как представляли Москву будущего в 1914 году
2020-09-28 16:05:06
Скоростные сани, монорельс и почему-то старомодная одежда.
Московская кондитерская фабрика «Эйнем», основанная немцем Фердинандом Теодором фон Эйнем еще в 1851 году, старалась удивлять покупателей не только вкусами, но и зрелищами.
Так, в 1914 году «Эйнем» выпустила серию открыток под названием «Москва будущего» или «Москва в XXIII веке».
В серию вошли восемь открыток, на которых изображены известные места Москвы — разумеется, в будущем. То есть в том будущем, которое представляли люди, жившие в 1914 году.
Любопытно, что на рисунках присутствуют такие новшества техники, как монорельс, самолет, дирижабль и даже скоростные сани, но одеты москвичи XXIII века точно так же, как их предки начала XX века.
Еще один любопытный факт: открывает серию открытка с изображением Центрального вокзала в Москве. «Какого-какого?» — спросишь ты, и будешь прав. Дело в том, что Центральный вокзал, который должен был объединить несколько вокзалов Москвы, так и не был построен.
И еще один: серия вышла за несколько месяцев до начала Первой мировой, то есть в напряженной военной обстановке, и стремление автора к мирной жизни проскакивает, например, в строчках описания открытки: «Весь флот мира — исключительно торговый. Военный упразднен после мирного договора в Гааге».
И наконец, последний любопытный факт: имя художника, нарисовавшего серию, не сохранилось, даже несмотря на популярность открыток.
Каждая открытка сопровождалась описанием того, что на ней изображено. Читать эти описания, конечно, отдельное удовольствие, которому мы и призываем тебя отдаться прямо сейчас.
Центральный вокзал
«Зима такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный. Центральный Вокзал Земных и Воздушных Путей Сообщения. Десятки тысяч приезжающих и уезжающих, все идет чрезвычайно быстро, планомерно и удобно. К услугам пассажиров — земля и воздух. Желающие могут двигаться с быстротою телеграмм».
Москворецкий мост
«Кремль так же украшает древнюю Белокаменную и с золотыми куполами представляет феерическое зрелище. Тут же у Москворецкого моста мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов и т. д. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной воздушной дороги…»
Лубянская площадь
«Ясный вечер. Лубянская площадь. Синеву неба чертят четкие линии светящихся аэропланов, дирижаблей и вагонов воздушной дороги. Из-под мостовой площади вылетают длинные вагоны Московского Метрополитена, о котором при нас в 1914 году только говорили. По мосту над Метрополитеном мы видим стройный отряд доблестного русского войска, сохранившего свою форму еще с наших времен. В синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль „Эйнем“, летящий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов».
Река Москва
«Оживленные, шумные берега большой судоходной Москвы-реки. По прозрачным глубоким волнам широкого торгового порта несутся огромные транспортные и торговые крейсеры и многоэтажные пассажирские пароходы. Весь флот мира — исключительно торговый. Военный упразднен после мирного договора в Гааге. В шумной гавани видны разнохарактерные костюмы всех народов земного шарa, ибо Москва-река сделалась мировым торговым портом».
Петровский парк
«Мы переносимся мысленно в Петровский парк. Аллеи расширены до неузнаваемости. Древний Петровский дворец отреставрирован, и в нем сосредоточен Музей Петровской эпохи. Повсюду бьют, сверкая, дивные фонтаны. Лишенный микробов и пыли, совершенно чистый воздух прорезывают дирижабли и аэропланы. Толпы людей в ярких костюмах XXIII века наслаждаются дивной природою на том же месте, где, бывало, гуляли мы, прапрапрадеды».
Красная площадь
«Красная площадь. Шум крыльев, звон трамваев, рожки велосипедистов, сирены автомобилей, треск моторов, крики публики. Минин и Пожарский. Тени дирижаблей. В центре — полицейский с саблей. Робкие пешеходы спасаются на лобном месте. Так будет лет через двести».
Петербургское шоссе
«Красивая ясная зима 2259-го года. Уголок „старой“ веселящейся Москвы, древний „Яр“ по-прежнему служит местом широкого веселья москвичей, как было и при нас 300 с лишним лет тому назад. Для удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому летят, скользя, изящные аэросани. Тут же на маленьких аэросалазках шмыгают традиционные сбитенщики и продавцы горячих аэросаек. И в XXIII веке Москва верна своим обычаям».
Театральная площадь
«Театральная площадь. Темп жизни усилился в сто раз. Всюду молниеносное движение колесных, крылатых, пропеллерных и прочих аппаратов. Существовавший еще в 1846 году Торговый дом Мюр и Мерлиз в настоящее время разросся до баснословных размеров, причем главные отделы его соединены с воздушными железными дорогами. Из-под мостовой вылетают многочисленные моторы. Где-то вдали пожар. Мы видим автомобильную пожарную команду, которая через мгновение прекратит бедствие. На пожар же спешат бипланы, монопланы и множество воздушных пролеток».
Московская кондитерская фабрика «Эйнем», основанная немцем Фердинандом Теодором фон Эйнем еще в 1851 году, старалась удивлять покупателей не только вкусами, но и зрелищами.
Так, в 1914 году «Эйнем» выпустила серию открыток под названием «Москва будущего» или «Москва в XXIII веке».
В серию вошли восемь открыток, на которых изображены известные места Москвы — разумеется, в будущем. То есть в том будущем, которое представляли люди, жившие в 1914 году.
Любопытно, что на рисунках присутствуют такие новшества техники, как монорельс, самолет, дирижабль и даже скоростные сани, но одеты москвичи XXIII века точно так же, как их предки начала XX века.
Еще один любопытный факт: открывает серию открытка с изображением Центрального вокзала в Москве. «Какого-какого?» — спросишь ты, и будешь прав. Дело в том, что Центральный вокзал, который должен был объединить несколько вокзалов Москвы, так и не был построен.
И еще один: серия вышла за несколько месяцев до начала Первой мировой, то есть в напряженной военной обстановке, и стремление автора к мирной жизни проскакивает, например, в строчках описания открытки: «Весь флот мира — исключительно торговый. Военный упразднен после мирного договора в Гааге».
И наконец, последний любопытный факт: имя художника, нарисовавшего серию, не сохранилось, даже несмотря на популярность открыток.
Каждая открытка сопровождалась описанием того, что на ней изображено. Читать эти описания, конечно, отдельное удовольствие, которому мы и призываем тебя отдаться прямо сейчас.
Центральный вокзал
«Зима такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный. Центральный Вокзал Земных и Воздушных Путей Сообщения. Десятки тысяч приезжающих и уезжающих, все идет чрезвычайно быстро, планомерно и удобно. К услугам пассажиров — земля и воздух. Желающие могут двигаться с быстротою телеграмм».
Москворецкий мост
«Кремль так же украшает древнюю Белокаменную и с золотыми куполами представляет феерическое зрелище. Тут же у Москворецкого моста мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов и т. д. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной воздушной дороги…»
Лубянская площадь
«Ясный вечер. Лубянская площадь. Синеву неба чертят четкие линии светящихся аэропланов, дирижаблей и вагонов воздушной дороги. Из-под мостовой площади вылетают длинные вагоны Московского Метрополитена, о котором при нас в 1914 году только говорили. По мосту над Метрополитеном мы видим стройный отряд доблестного русского войска, сохранившего свою форму еще с наших времен. В синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль „Эйнем“, летящий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов».
Река Москва
«Оживленные, шумные берега большой судоходной Москвы-реки. По прозрачным глубоким волнам широкого торгового порта несутся огромные транспортные и торговые крейсеры и многоэтажные пассажирские пароходы. Весь флот мира — исключительно торговый. Военный упразднен после мирного договора в Гааге. В шумной гавани видны разнохарактерные костюмы всех народов земного шарa, ибо Москва-река сделалась мировым торговым портом».
Петровский парк
«Мы переносимся мысленно в Петровский парк. Аллеи расширены до неузнаваемости. Древний Петровский дворец отреставрирован, и в нем сосредоточен Музей Петровской эпохи. Повсюду бьют, сверкая, дивные фонтаны. Лишенный микробов и пыли, совершенно чистый воздух прорезывают дирижабли и аэропланы. Толпы людей в ярких костюмах XXIII века наслаждаются дивной природою на том же месте, где, бывало, гуляли мы, прапрапрадеды».
Красная площадь
«Красная площадь. Шум крыльев, звон трамваев, рожки велосипедистов, сирены автомобилей, треск моторов, крики публики. Минин и Пожарский. Тени дирижаблей. В центре — полицейский с саблей. Робкие пешеходы спасаются на лобном месте. Так будет лет через двести».
Петербургское шоссе
«Красивая ясная зима 2259-го года. Уголок „старой“ веселящейся Москвы, древний „Яр“ по-прежнему служит местом широкого веселья москвичей, как было и при нас 300 с лишним лет тому назад. Для удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому летят, скользя, изящные аэросани. Тут же на маленьких аэросалазках шмыгают традиционные сбитенщики и продавцы горячих аэросаек. И в XXIII веке Москва верна своим обычаям».
Театральная площадь
«Театральная площадь. Темп жизни усилился в сто раз. Всюду молниеносное движение колесных, крылатых, пропеллерных и прочих аппаратов. Существовавший еще в 1846 году Торговый дом Мюр и Мерлиз в настоящее время разросся до баснословных размеров, причем главные отделы его соединены с воздушными железными дорогами. Из-под мостовой вылетают многочисленные моторы. Где-то вдали пожар. Мы видим автомобильную пожарную команду, которая через мгновение прекратит бедствие. На пожар же спешат бипланы, монопланы и множество воздушных пролеток».
тексты