Сан-Паулу: невзрачный гигант с позитивным характером (52 фото)
Очень многие из этих миллионов горожан – иностранного происхождения. Например, тут живёт много японцев – примерно 1,5 млн человек, самая большая в мире японская диаспора вне самой Японии. Это проявляется, например, в местной кухне: "сушных" в Сан-Паулу существенно больше, чем чисто бразильских "шурраскарий", где готовят барбекю. Работает культурный обмен и в обратную сторону. Некоторые японские музыканты (скажем, автор "Симауты" Кадзуфуми Миядзава) поют в том числе на португальском – видимо, чтобы завоевать сердца бразильской аудитории.
Ещё больше в Сан-Паулу тех, кто называет себя потомками итальянцев, португальцев и испанцев. Когда в 2012 году провели опрос на эту тему, собственно бразильцами назвали себя только 4% горожан. Немцев, например, было 6%.
Как можно догадаться, Сан-Паулу – довольно "белый" город. Сегодня главная группа населения в Бразилии – это парду ("коричневые"), то есть бразильцы смешанного происхождения, которых с 2015 года в стране стало больше, чем белых. Но в Сан-Паулу белых, согласно переписи населения 2010 года, было в два раза больше, чем парду. А поскольку население за эти годы выросло не очень сильно, вряд ли и пропорции изменились. Любопытно, что в Бразилии доля белого городского населения обратно коррелирует с уровнем преступности. В самых безопасных городах, таких как Куритиба и Флорианополис, белых особенно много.
Чем ещё отличается Сан-Паулу от других мегаполисов? Нелюбовью к железным дорогам! Город ещё в 60-е уничтожил трамвай, а поездов до Рио нет до сих пор. Но об этом подробнее под катом.
А ещё тут никто никого не заёбывает! Мечтаете о таком в своей Москве?
01. Сан-Паулу – город многоэтажек! Практически весь центр – бесконечные многоэтажки, которые иногда прерываются небольшими парками. С точки зрения архитектуры всё довольно уныло. Сан-Паулу похож на город из компьютерной игры, где растут безликие одинаковые небоскрёбы. Разглядеть среди этого леса многоэтажек что-то примечательное довольно сложно. Город довольно рельефный, но одинаковые высотные дома эту холмистость "съедают".
. Снизу Сан-Паулу выглядит так. Он чем-то напоминает Гонконг, только здесь, конечно, не такая плотность застройки. Кроме того, в Сан-Паулу особо нет видовых точек. Если в Гонконге многоэтажки могут красиво смотреться через проливы или с горы, формировать какой-то интересный силуэт, то в Сан-Паулу такого практически нет, и ты просто ходишь среди бесконечного леса грустных высоток.
Исторических зданий немного, но они попадаются – например, вокзал.
Станция называется Лус и обслуживает пригородные поезда. Вообще, в Бразилии всё очень плохо с железными дорогами. Два крупнейших города страны – Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро – до сих пор не соединены магистралью. Для русского человека, который привык мотаться из Москвы в Питер и обратно на поездах, это кажется диким. Причём там ехать-то всего 430 километров. Сначала железную дорогую хотели построить к 2014 году, затем к 2020-му, но что-то всё никак. Теперь политики уже фантазируют на тему Hyperloop, что означает, что бразильцы останутся без нормальных поездов ещё на добрый десяток лет. Вместо поездов у бразильцев автобусы. Есть несколько приличных перевозчиков (каждый обычно специализируется на своём регионе) и куча разных классов, от жёсткого эконома до мягкого спального. И автовокзалы в жизни бразильцев играют куда более важную роль, чем просто вокзалы. Например, главный автовокзал Сан-Паулу Тиетэ (или "Чьече", как говорят местные) – вообще второй по загруженности в мире после нью-йоркского. Ну и билеты на самолёт стоят не так уж дорого: если повезёт, из Сан-Паулу в Рио можно улететь и за 3000 рублей.
Зачем тогда Сан-Паулу вообще вокзал? А он с самого начала был пригородным. Вроде бы изначально отсюда ходили поезда в приморский Сантус, второй по известности и значению город штата.
Вокзал выглядит роскошно, но путей для города размером с Москву как-то маловато. )
Вокруг вокзала – типичный гадюшник: наркоманы, просто проститутки, проститутки-трансы и т.д. При этом посмотрите, какую крутую велополосу они сделали! Но пешеходам места на тротуарах мало, и теперь они гуляют по ней.
В Сан-Паулу хоть и попрохладнее, чем в Рио, но всё равно тепло круглый год, особенно с ноября по апрель. Поэтому многие бездомные спят прямо на улице и не строят каких-либо укрытий.
Народ просто отдыхает. Большинство закусок в забегаловке стоят 3 реала – сейчас это 43 рубля.
Девушки с пониженной социальной ответственностью
Рядом с вокзалом висит жёлтый знак, что велополоса то ли работает по воскресеньям, то ли не работает по воскресеньям.
Модненький стрит-арт от анонимного художника BiP (кстати, в России у него тоже работы есть).
Улицы в центре выглядят как-то так. Опять же, местами напоминает Гонконг. Посередине виднеется небоскрёб Алтину Арантис, четвёртый по высоте в Бразилии. Здание также известно как Банеспа или Банеспау ("Большой Банеспа"), потому что изначально оно, собственно, принадлежало банку штата Сан-Паулу Banespa. Сейчас им тоже владеет банк, но уже испанский Santander.
Исторический центр. Из-за обилия многоэтажек сама архитектура почти не читается, но кое-что всё-таки сохранилось – роскошные фонари и плиточка в португальском стиле.
Бездомных просто огромное количество. Они довольно мирные, спят повсюду, местные копы их особо не трогают и не гоняют.
Справа остался кусочек трамвайных рельсов. Кстати, сначала трамвай в Сан-Паулу был на муловой тяге, затем на паровой, но уже в 1900 году появился электрический. Однако к 1968 году трамвай был отсюда благополучно выпилен, и город стал развивать троллейбусную сеть, а затем и строить BRT. Вернее, не совсем BRT, но об этом ниже.
Климат позволяет практически круглый год жить на улице, чем многие и пользуются.
. Много бездомных живут прямо около театра, рядом пост полиции, но никто их не трогает. Народ просто кайфует, загорает, и всем плевать.
Местные жители иногда подкармливают бездомных, и те вполне неплохо себя чувствуют.
Основной общественный транспорт в Сан-Паулу – автобусы, троллейбусы, BRT и метро, причём некоторые троллейбусы ходят и по линиям BRT. До 2003 года здесь, словно в Омске или Астрахани, беспредельничали маршруточники, но сейчас город уже всех легализовал и покрасил в одинаковые ливреи.
Сан-Паулу – один из двух городов мира (наряду с Неаполем), где есть две независимых троллейбусных системы. Как я понял, одна больше заточена на внутригородское сообщение, а другая связывает Сан-Паулу с пригородами. Впрочем, окраины бразильских городов застроены настолько плотно, что не всегда понятно, где кончается город и начинается пригород.
Развязочка
То ли бездомный, то ли какой-то бразильский футболист приехал домой в отпуск из Барселоны.
Метро. Сегодня в Сан-Паулу всего 5 линий + монорельс, который по сути является продолжением зелёной ветки. В отличие от России, ими управляет не город, а разные компании – как, например, в Токио. Билет на 1 поездку стоит 60 рублей, если брать карточку на 10 поездок, то одна обойдётся в 53 рубля с дополнительными скидками в выходные.
На новой линии ходят автоматические поезда. От платформы они отделены стеклянной стеной. Сейчас в Сан-Паулу идёт целая кампания по установке платформенных дверей, их монтируют на всех станциях подряд. Видимо, это связанно с перегруженностью метро в часы пик и опасностью частых падений на пути.
Прикольная тема: табло показывает загруженность вагонов следующего поезда, то есть ты можешь сразу выбрать, в какой вагон войти. Кроме того, тут можно увидеть значки велосипеда и инвалидной коляски на тех вагонах, где есть соответствующие места. А ещё есть женские вагоны, куда в часы пик заходят только женщины.
На многих станциях есть арт-объекты, и это краткий путеводитель по ним. Метро Сан-Паулу можно исследовать как один большой музей. Очень удобно для туристов, жаль, такого нет в московском метро. Мне кажется, хорошая идея показывать, как выглядит какая станция, чтобы люди могли спланировать свой маршрут и любоваться архитектурой метро.
В вагонах есть перпендикулярные скамьи.
Это крупный ТПУ, сюда приходят автобусы. Обратите внимание, что везде навесы от солнца.
Система BRT в Сан-Паулу называется "Испресу Чирадентис" (Expresso Tiradentes). От большинства других подобных систем она отличается отсутствием полноценных посадочных платформ, так что по сути это просто сеть выделенных линий. Средняя скорость движения автобусов по ним составляет около 20 км/ч – вроде бы немного, но и не так уж плохо для наземного транспорта.
Благодаря введению этой системы в начале нулевых доля поездок на общественном транспорте в Сан-Паулу впервые за 30 лет превысила 50%. Видимо, раньше тут был настоящий автомобильный ад.
Впрочем, настоящего BRT в Сан-Паулу так и не получилось, потому что мэры города и губернаторы штата просрали все полимеры. В этом плане Сан-Паулу удивительно напоминает Россию. Странно, что бразильцы троллейбусы ещё не уничтожили.
Какой-то сквот
Раздолбанная детская площадка
О, а это капоэйра – бразильское боевое искусство, больше похожее на танец (ну или наоборот). Считается, что его завезли в Бразилию африканские рабы. Сначала капоэйра была вне закона, но в 1928 году была легализована и постепенно стала национальным боевым искусством и одним из символов страны. Вообще, два стиля современной капоэйры – Ангола и Режионал – зародились в Салвадоре. Именно там жили два местре, то есть мастера, которые их проповедовали. Но развивалась капоэйра во всех крупных городах Бразилии, особенно тех, что ближе к побережью. Сан-Паулу – не исключение. Круг, в котором проводится "бой" (обычно он практически бесконтактный), называется "рода". Помимо обычных зрителей вокруг "играющих" (бразильцы так и говорят: "жогар капуэйра", то есть "играть капоэйру") стоят музыканты. Они не профессионалы, просто каждый капоэйрист умеет играть как минимум на одном инструменте из традиционного набора. Штуки, похожие на луки, – это беримбау, музыкальные инструменты африканского происхождения. Обычно их в роде три: басовый, средний и высокий по звуку, но вообще, сгодится и один, что есть в наличии. Местре, который проводит роду, обычно поёт и играет на беримбау, то есть задаёт темп "игры". В современных школах капоэйры местре и ученики часто носят белые штаны и цветные пояса, как в других боевых искусствах, но участники уличной роды могут быть одеты как угодно. Скажем, в футболку "Арсенала" с именем чилийского футболиста Алексиса Санчеса.
Модное общественное пространство
Куча активностей на одной фотке )
Напоминает Третье транспортное.
В Сан-Паулу никто никого на заёбывает, все на позитиве. Кто-то может идти по улице и просто курить траву, и его никто не тронет. Ну или вот на выходе из метро стоит чувак и просто делает коктейли. Можно просто купить пивасика из корзины со льдом, а можно попросить намутить что-нибудь эдакое.
. На центральной улице (типа нашей Тверской) перед отделением банка кто-то просто в палатке живёт, и тоже всем похуй.
Кто-то продаёт книги.
Прямо на асфальте тусят голые дети.
Женщина поставила раскладной стульчик на вентиляцию и вентилирует себя и собачку.
Местные хипстеры агитируют за своего ЛГБТ-кандидата, причём особо подчёркивают, что он ЛГБТ
Рядом народ брейк-данс танцует на скатёрочке.
Копы на великах гоняют и никого не трогают.
Офигенный город, офигенная страна!
путешествия