Нескучные новости на Mudrila.ru

«Мулы», когорты и слоны: как воевала армия поздней Республики│ фото

2025-10-16 19:05:12
Думая о Риме, плавно переходим к интереснейшему периоду истории его армии — поздней Республике. Рассказываем, куда делись триарии, зачем Гаю Марию мулы, и как римляне на войне слонов использовали. Ну и, конечно, затронем самый важный момент — как ополчение граждан превратилось в полностью профессиональный легион.
Как Ганнибал довел римлян до жизни такой
Вторая пуническая (218-201 гг. до н.э.) — это конфликт, в котором само существование Вечного города висело на волоске, и лишь напряжением всех сил получилось вытащить его из ямы.
Великий карфагенский полководец Ганнибал Барка перешел через Альпы и восемь лет ураганил по Италии, разбивая одну римскую армию за другой. В конце концов, у римлян просто физически кончились граждане, которых можно было набирать по старой цензовой системе и которые могли приходить со своим оружием и снаряжением.

И тогда сенат пошел на отчаянный шаг — начал набирать в армию пролетариев, то есть малоимущие слои, которые раньше к военной службе вообще не допускались. При этом им пришлось за счет государства выдавать снаряжение. Естественно, римляне не были бы римлянами, если бы и тут не извернулись. Они выдавали неимущим гражданам оружие, но в рассрочку, и вычитали часть денег за него из жалованья всю последующую службу.
Так как пришлось выдавать вооружение централизованно, оно все больше унифицировалось — его заказывал сенат коллегиям ремесленников. Разделение на гастатов, принципов и триариев осталось, но условное. Легионеров теперь просто делили по возрастам, а не по имущественному цензу, выставляя, как и в стародавние времена, более молодых и легконогих впереди, а дедов сзади в резерве.
Масштабы конфликтов резко возросли, и постепенно исчезли воины с копьями, тем же поздним триариям также выдавалось по два пилума. Это произошло, так как с увеличением количества участников сражений потеряла смысл тактика боя с опорой на фалангу копейщиков — теперь задние ряды лучше было использовать в качестве подкреплений, заменявших отступающие передние отряды. Поэтому им тоже выдали стандартное вооружение.

Увеличение количества легионеров в бою также повлекло за собой изменение тактики — с манипулярной она перешла на когортную. Когорта состояла из двух манипул — то есть, примерно 240 воинов. Позже она увеличилась еще вдвое. Такие большие квадраты также становились в шахматном порядке и могли по-разному взаимодействовать на поле боя — разворачиваться в одну плотную линию, отходить, меняться и т.д.
Легионерам ранней республики, набиравшимся еще по цензу, платили за службу. Теперь же, когда в армию пошли бедняки, вольноотпущенники, а в особо критических случаях — даже рабы, воины стали служить за зарплату, которую выдавали деньгами и продуктами.

Более того, римляне решили не рушить древние законы, гласившие, что только гражданин имеет право идти на военную службу. Поэтому, как только любой человек получал оружие и доспехи, он автоматически становился гражданином со всеми правами. А это означало, что после 16 отслуженных лет, он должен был получить землю. Это стало началом конца Республики, ведь именно вопрос малоземелья привел к гражданским воинам и по итогу установлению империи.
«Мулы Мария»
Поставив-таки Ганнибала на лыжи и разрушив ненавистный Карфаген (146 г. до н.э.), римляне обнаружили, что Республика очень неплохо приросла землями, на которых необходимо постоянно держать готовые к подавлению восстаний и защите границ легионы.
И тут получилось очень неудобно. Самым большим страхом сената было появление тирана, опирающегося на верные ему легионы. Раньше этого легко было избежать — легион набирался только на время военной компании и после распускался. Сейчас же постоянные войска никуда не расходились, служили под началом определенного человека, становясь лично ему преданными. И у такого предводителя появлялся мощнейший рычаг давления на сенат. Так и начались гражданские войны в Риме.
Первая из них — война между Марием и Суллой (88-62 до н.э.) — интересна появлением еще одного важнейшей черты известных нам легионов — так называемых «мулов Мария».
«Мул» Мария
Все дело в том, что любая армия движется со скоростью самой медленной своей части – а в древние времена это обоз с телегами. Более того, для передвижения обоза нужны хорошие и главное, широкие дороги. Рим, конечно, строил дороги, но их всегда было недостаточно. Консул Гай Марий придумал выдавать все снаряжение, в том числе и шанцевый инструмент, продукты на 3-4 дня и кухонные принадлежности самому солдату. По итогу экспериментов реконструктора Маркуса Юнкельмана в 1985 году выяснилось, что легионеры тащили на себе в районе 50 килограмм (сюда входит и полный доспех с оружием). Это требовало тренировок, дисциплины и выносливости, зато они могли пройти гораздо больше и получали очевидное преимущество в скорости перемещения войск. И прозвище — «мулы Мария».
Также Гаю Марию приписывают многие вышеописанные нововведения: набор в легион бедняков, централизованное снабжение их вооружением, введение когортой тактики. Но как утверждает историк Андрей Мищенко в лекции «Римские легионы ранней республики. Реформировал ли что-то Гай Марий», все это было и раньше. Никаких реформ Марий не проводил, это не отразилось в сохранившихся законодательных актах. Просто он начал эффективно использовать то, что уже было известно до него, поэтому данные изменения начали приписывать именно ему.

Гай Марий в образе легионера его эпохи
Единственное, что он действительно сделал нового — превратил легионеров в «мулов».
Оружие и снаряжение легионера
Что же представлял из себя легионер Гая Мария, а затем и Гая Юлия Цезаря? Это был гражданин, служивший 16 лет и получавший после службы землю. Он получал жалование, а также за счет государства ему выдавалось оружие и снаряжение, которое постепенно унифицировалось.
Защищался легионер скутумом, башенным щитом вначале овального типа, но чем ближе к границе эр, тем чаще воины применяли квадратный выгнутый щит, прикрывавший не только спереди, но и частично с боков.

Доспехом почти повсеместно стала лорика хамата — кольчуга с наплечниками на крючках. Естественно, под ней был поддоспешник. Голову прикрывал шлем типа монтефортино, чаще всего бронзовый. Он имел нащечники, иногда небольшой назатыльник, а наверху — шишку, куда вставлялись перья или конский волос. Ноги закрывали поножи.
Оружием победы продолжали оставаться два пилума, но теперь к ним присоединился гладиус, поначалу бывший довольно длинным — 75-85 см. Позже, уже в имперский период, он уменьшился до 60-70 см. Им преимущественно кололи противника, но, судя по данным археологии, могли наносить и секущие удары. Также легионер носил кинжал-пугио, как оружие последнего шанса.

Шлем типа «монтефортино». Современная реконструкция
В дополнение к этому в легионе могли быть метательные машины. Появившиеся в V веке до нашей эры в древней Греции осадные, а также полевые машины для метания каменных ядер и металлических стрел быстро распространились по всей ойкумене, в том числе став частью римской армии. Применяли их и при осаде городов, и в полевых сражениях.
Легион в бою
Что же делали легионеры в бою? Становились когортами, а дальше по ситуации — либо маневрировали, либо выстраивались в линию, обрушивая на врага ливень пилумов, а затем идя на него в атаку. Удобств больших башенных щитов было два. Первое — во время дистанционного боя можно было прикрыться от стрел и дротиков. Для этого у легионеров выработались даже специальные плотные построения, в том числе и знаменитая «черепаха», когда задние ряды закрывали себя и соседей спереди щитами сверху.
Второе удобство — щит, удерживаемый с помощью рукояти и лежащий всем весом на левом плече, хорошо давил и толкал. Плотный строй римлян мог подойти к врагу и теснить его. При этом легионер бил из-за щита гладиусом в лицо, шею или бок противника.

Нумидийская конница
Применяли римляне и союзников, будущих ауксилариев. Это были и лучники, и пращники, и легкая испанская и нумидийская конница, а в особых случаях они использовали даже слонов. От них римляне не раз огребали во время Пунических войн и, захватив у карфагенян множество этих животных вместе с погонщиками, использовали их против македонян и кельтов. Правда, после того, как животные умерли от старости, римляне не стали заводить новых — видимо решили, что шкурка выделки не стоит. Подробнее мы об этом уже писали.

Так и воевали римские легионы поздней Республики — под свист пилумов, звон гладиусов и рев боевых слонов. А впереди их ждала Римская империя и расцвет силы легионов. Но это уже совсем другая история.

история
Комментарии (0):
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии на сайте. Используй для входа свой аккаунт в социальной сети:

Еще интересное: