«НЕ ТОЛЬКО ДОБРЫНЯ»: ЖЕНЩИНЫ-БОГАТЫРШИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
Женщин-богатырей в нашей культуре несправедливо обходят стороной. Мамы по какой-то причине не зачитывают детям сказки про них. Хотя в культуре прецеденты были, причем весьма самобытные. О самых интересных читай в новой статье о воительницах в русском фольклоре.
ОТКУДА ПОЯВИЛИСЬ ЖЕНЩИНЫ-БОГАТЫРИ
В русской культуре для воительниц придумали собственный термин — «поляницы». Есть несколько теорий происхождения женщин-богатырш, но все они сводятся к одному — тюркскому влиянию и сарматскому происхождению. Филолог Дмитрий Балашов о поляницах пишет следующее:
Это — степные наездницы и вместе с тем, после сражения с героем, — жены богатырей. Допустить их корневое славянское происхождение едва ли возможно, этому противоречит факт упорной, постоянной борьбы с ними русских героев, хотя нарицательное имя этих наездниц — «поляницы» — славянское.
Дело в том, что поединок жениха с невестой был распространен у тюркских народов в эпоху Средневековья. Смертельный финал не предусматривался, а само событие являлось частью свадьбы.
ВАСИЛИСА МИКУЛИШНА И НЕПУТЕВЫЙ МУЖ
Где упоминается: «Про прекрасную Василису Микулишну», «Ставр Годинович».
Чета Микулишных — самая известная среди поляниц. Василиса своей силой, умом и скромностью являлась завидной невестой. В одной из былин ее муж Ставр Годинович хвастает достоинствами своей жены перед князем Владимиром:
У нее под косой светлый месяц блестит, у нее брови черней соболя, очи у нее ясного сокола!
А умнее ее на Руси человека нет! Она всех вас кругом пальца обовьет, тебя, князь, и то с ума сведет.
Князь такой дерзости терпеть не привык и бросил своего подданного в темницу. Тут-то и выходит на первый план Василиса Микулишна, которая в деле вызволения мужа из темницы проявила смекалку, силу и проворство. Владимир воспринял слова Ставра как вызов и стал ждать, как Василиса «обведет всех вокруг пальца».
После пленения своего супруга, она отрезала свои русые косы и приказала принести ей мужские одежды татар. После этого она на коне поскакала к Киеву:
И не поверит, что это женщина,- скачет по полю молодой богатырь.
В городе она представилась ордынским послом, который приехал за данью. В былине Василиса из лука разносила в щепки вековые дубы, обыгрывала князя Владимира в шахматы и все-таки добилась своего — вызволила мужа. Тот первым делом спросил, где ее красивые косы, на что она справедливо возразила:
Косами русыми, мой любимый муж, я тебя из погреба вытащила!
НЕУЯЗВИМАЯ НАСТАСЬЯ МИКУЛИШНА
Где упоминалась: «Добрыня и змей», «Женитьба Добрыни» («Добрыня и Настасья»), «Неудавшаяся женитьба Алеши Поповича».
Другой интересный персонаж русских былин — Настасья Микулишна, сестра Василисы. Что интересно, в народных сказаниях всегда подчеркивалась ее «чужеродность» русскому. Ее домом часто становились «Хоробрая Литва», «Лихоимская страна», «Лячкая земля» и прочие места, в эпосе противостоявшие Святой Руси. В фольклоре она присутствует в двух вариациях:
1 Поляница обычных размеров, которую Добрыня случайно принимает за мужчину.
2 Исполинская поляница, которую Добрыня встретил после боя со Змеем Горынычем.
В первом варианте боя между Добрыней и Настасьей не состоялось: какая-то сила удерживала богатыря от драки. Во втором случае битва была, но условная:
Ехал он не путем, не дорогою, Нагнал поляницу — богатыршу удалую. Ударил Добрыня ей палицей в буйну голову, Поляница назад не оглянется. Думает Добрыня думу крепкую: — Или нет у Добрыни силы по-старому? Или нет у него хватки по-прежнему?
Закомплексовавший было воин сразу побежал к дубу, который ударом палицы разнес в щепки. После этой проверки он вернулся и снова попробовал напасть на Настасью. Ударив ее по голове, он получил следующую реплику:
Я думала, меня комарики покусывают, А это русский богатырь пощелкивает.
Но дело закончилось добром, потому что великодушная Настасья предоставила Добрыне выбор: либо драться насмерть, либо под венец. Известный воитель, не будь он дураком, выбрал второе. Так и сыграли свадьбу.
МАРЬЯ МОРЕВНА И КОЩЕЙ ПОРАБОЩЕННЫЙ
Где упоминалась: «Золотой конь», «Иван-царевич и Марья Моревна», «Марья Моревна», «Про Кощея, Ивана-царевича и Марью Моревну».
Марья Моревна в русском эпосе представлена по-разному. Ей одинаково свойственны роли королев, поляниц и колдуний. В некоторых случаях она совмещает эти роли одновременно. Например, в былине «Иван-царевич и Марья Моревна». Там Иван-царевич — тоже известный в фольклоре персонаж — застал ее на поле битвы. Она в одиночку побила «великое войско», и этот факт впечатлил доброго молодца. Они друг другу сразу приглянулись и вскоре обвенчались. Марья Моревна забрала царевича в свое королевство и, когда отправилась на очередную войну, строго-настрого запретила своему жениху заглядывать в кладовку:
Везде ходи, за всем присматривай; только в этот чулан не моги заглядывать!
Иван-царевич совета ослушался. В чулане он обнаружил ни много ни мало Кощея Бессмертного, которого Марья Моревна заколдовала и посадила на 12 цепей. Хитростью и обманом Кощей провел несмышленого молодца: он упросил того дать ему три ведра воды, после которых набрался сил и разорвал свои оковы. Не будем пересказывать тебе былину. В итоге Марья Моревна выходит из ситуации победительницей: Кощей пущен по ветру, а его личный конь угнан в личное владение воительницы.
ДОЧЬ ИЛЬИ МУРОМЦА И СЕМЕЙНАЯ ТРАГЕДИЯ
Где упоминалась: «Илья Муромец и дочь его».
Другой достойный упоминания персонаж появился в былине «Илья Муромец и дочь его». Среди других она выделяется своей жестокостью и суровой моралью.
Дело было на заставе, где свое время в охране проводили 12 богатырей, среди которых были Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич и другие. На границе как-то раз объявилась поляница, которая звала всех драться. В случае, если бы ей не нашлось достойного противника, она грозила отрезать голову князю Владимиру, сжечь церкви и разорить Киев. По очереди сблизившись, богатыри сразу поняли, что шутки с ней плохи:
Ай кидает она палицу булатнюю
Ай под облаку да под ходячую,
На добром коне она разъезжая,
Ай одною рукой палицу подхватывает,
Как пером-то лебединым поигрывает,
Ай так эту палицу булатную подкидывает.
Эта поляница напугала богатырей. В итоге драться с ней отважился только Илья Муромец. В тяжелой схватке сложно было выявить победителя, и русский богатырь понял: перед ним его родная дочь. Выяснилось, что в одном из военных походов воин три года жил у вдовы, которой он сделал ребенка. Он с ходу стал целовать своего ребенка, и драка завершилась.
Казалось бы, история должна закончиться счастливо. Однако нет — мы же писали, что былина жестокая?
Дело в том, что брак был незаконный и поляница восприняла это как оскорбление. Отца она назвала «старым казаком» и попыталась его убить. Неудачно. Илья Муромец свою дочь разорвал надвое, одну часть скормил волкам, а другую — воронам.
А он надвое да ее поразорвал, Ай рубил он поляницу по мелким кускам.
Так и закончилась жизнь удалой богатырши. Справедливости ради стоит сказать, что в былине ее славу воспевали из века в век.
история