Ларим: африканское племя, уклад жизни которого не менялся тысячи лет │ фото
2021-02-16 10:05:15
Давайте перенесемся из морозной зимней России в солнечный и жаркий Южный Судан. Несмотря на все попытки местных властей помешать мне привезти вам тёплого африканского контента, у них ничего не вышло!
Сегодня хочу показать вам племя ларим, также известное как бойа, представители которого, боюсь, не оценят ваши рассказы об экологических проблемах, грязном воздухе, о закрытых границах из-за коронавируса или слишком старом айфоне, поскольку у них заботы несколько другие. Это, возможно, из России может показаться, что коренные народы только и делают, что лежат под пальмами и ждут, пока им на голову не начнут падать кокосы. На самом деле все гораздо сложнее.
С одной стороны, здесь первобытный уклад жизни, необычная культура, яркие ткани, украшения и не изменившаяся за тысячелетия архитектура. С другой стороны, много оружия и войны с соседними племенами за скот, воду и пастбища, которые продолжаются по сей день. Здесь даже пастухи ходят с автоматами Калашникова на плече! И всё это на фоне невероятной африканской природы.
Но давайте обо всём по порядку.
Племя ларим населяет горную область к северо-западу от города Капоэта, в аэропорту которого меня как раз и задержали. Ларим можно назвать одним из самых самобытных племён Южного Судана. Основным видом деятельности людей до сих пор является скотоводство и земледелие, здесь выращивают такие культуры, как сорго и кукуруза.
1. Стоит сразу заметить, что добраться до многих африканских племен не так просто. Приходится часами ехать на медленной скорости по грунтовым дорогам, чтобы увидеть жизнь традиционных поселений. Зато по пути можно насладиться невероятными видами Африки. Мы ехали на нескольких машинах и, помимо охраны, везли с собой разные подарки: мыло, масло, сахар. Лекарства и базовые продукты – это именно то, что здесь ценится больше всего.
2. Зачем нужна охрана? Дело в том, что, несмотря на прекрасные кактусы вокруг и кажущиеся мирными пейзажи, не стоит забывать об одной из главных проблем первобытной Африки – до сегодняшнего дня племена продолжают войны между собой, впрочем, поговорим об этом чуть позже.
3. Это традиционное поселение ларим, где каждая группа домиков – это отдельная семья. В свою очередь, вместе они объединяются в деревни, раскиданные здесь повсюду. Все жители в деревне в той или иной степени являются друг другу родственниками.
4. Наша охрана
5. Нас прибежала встречать местная детвора
6. Поскольку мужчины ушли пасти скот, в деревне остались в основном женщины и дети.
8. Земля покрыта очень жёсткими колючками, по которым с непривычки очень сложно ходить, чтобы не расцарапать ноги в кровь. При этом, что интересно, местные, включая детей, спокойно ходят босиком, словно не замечая их. Честно, мне до сих пор не совсем понятно, как можно привыкнуть к этим жёстким колючкам настолько, чтобы ходить по ним без обуви.
9. Обратите внимание, что народ здесь одет необычайно стильно, несмотря на то, что они ведут в общем-то первобытный образ жизни. Женщины очень любят разного рода бусы, украшения и яркие ткани, на которые они и спускают свои деньги, если выбираются в город. Подобная одежда – один из признаков престижа у местных.
10. Украшения и ткани можно встретить самых разных цветов и их комбинаций. Видно, что люди действительно этим очень увлекаются.
11. Ещё местные очень любят украшать себя шрамами, оставляя на руках и на лбу целые рисунки. Шрамы начинают делать уже с детского возраста, причем каждый – произведение искусства. Никакого сакрального смысла в шрамировании нет – своего рода аналог татуировкам, которые на тёмной коже попросту не видны.
12. Шрамированием при этом увлекаются практически все. В основном это женщины, которые наносят на тело разные геометрические узоры. Но и мужчины часто наносят шрамы, символизирующие убитых врагов. Чем рельефнее шрамы, тем это считается круче, поэтому многие загоняют под кожу разные шипы от растений, чтобы шрамы были объёмнее.
13. Как вы понимаете, шрамирование проводится с помощью общих ножей и лезвий, которые, естественно, стерильными назвать можно только с большой натяжкой. Это уже приводило к нескольким вспышкам гепатита, в некоторых племенах фиксировались случаи передачи ВИЧ через орудия для нанесения шрамов. Но заветы предков и традиции для народа важнее, чем опасность для здоровья.
14. Многие дети тоже одеты в яркую одежду. Одно из развлечений – сидение у костра.
15. Пока я был среди ларим, ранили одного из мальчишек во время нападения на деревню. Нас попросили отвезти его в больницу.
16. Давайте немного расскажу про конфликты, которые здесь регулярно происходят. Важно заметить, что оружие есть не только у наших охранников, но и у местных.
17. На территории Южного Судана и сопредельных с ним государств – Кении и Эфиопии – проживает множество племён: топоса, мундари, лотуко, джие, динка и многие другие, и между ними постоянно возникают вооружённые конфликты. Воюют в основном племена за источники воды, за скот и пастбища. И проблема усугубляется тем, что проходят эти войны здесь достаточно ожесточенно, поскольку сохранилось много оружия со времён гражданской войны, которая в общей сложности длилась почти 30 лет с перерывами, а последние военные действия закончились лишь в прошлом году. Кроме того, практикуется кровная месть. Одно племя подстрелило пастуха соседнего племени – те вернутся через какое-то время в деревню и подстрелят кого-нибудь в ответ.
18. Разоружить их тоже не могут, поскольку, во-первых, до проблемы никому нет особого дела, во-вторых, как уже сказал, рядом находятся такие же племена в соседних государствах, и если, например, разоружить только тех, кто проживает в Южном Судане, придут их соседи и всех постреляют. В итоге здесь в прямом смысле можно встретить пастуха с автоматом Калашникова на плече.
. Набеги очень часто совершаются на сами деревни, когда почти все мужчины на пастбище.
Обратите внимание на двойные резиновые сапоги – это не дань местной моде, а способ защититься от тех самых противных колючек.
А вот это уже ближе к моде. Как вам стиль "Ларим-2021"? Погоны из зубной пасты и вставленный в волосы гребень!
Погремушки на ногах ребёнка, видимо, чтобы далеко не убежал?
. Оружие
И ещё оружие
5. Очень много оружия!
Здесь нет телефонов, нет электричества, зато почти у каждого есть автомат и рожок с патронами.
. Снова двойная обувь для защиты от колючек
Местные старики ходят вот с такими крутыми палками
. Кроме привычных автоматов здесь еще используют стрелы, причём они очень острые и ими тоже спокойно можно убить человека.
Давайте немного поговорим про архитектуру. Представители племени ларим слывут среди других племён отличными архитекторами! Здесь, конечно, важно понимать, что люди ведут первобытный образ жизни, и строят в основном небольшие постройки. В домах нет ни искусственного освещения, ни телевизоров, ни телефонов. Единственное, что можно встретить из современного – автоматы.
Постройки делают из того, что рядом растёт – солома, кусты, деревья. Стены в основном из глины. Огораживают дома забором, который сделан примерно из тех же материалов, что и сами постройки.
Здесь хорошо видно, как выглядит двор, где живет одна семья. Постройка, где горит маленький огонёк, – кухня. Обязательно есть отдельное пространство для скота, Ну и, наконец, сам дом, где живут люди.
На общем фоне поселения выглядят очень самобытно. Сложно представить, что сегодня можно приехать и посмотреть, как жили люди, скажем, несколько тысячелетий назад. И природа вокруг, которая практически не тронута человеком.
Около каждого дома стоит палка с ветками – своеобразный "шкаф" с крючками для вещей. На эту палку вешают пакеты, сумки, одежду, обувь, разные ковшики. Её можно заметить у каждого жилого дома.
Солому, из которой делают крыши домов, приходится менять раз в несколько лет, иначе она начинает гнить. Стены, в свою очередь, сделаны из дерева и глины, и их тоже нужно постоянно обновлять.
. Вот, например, здесь женщина занимается приведением дома в порядок, обновляя стену.
В качестве украшений дома часто можно увидеть остатки цивилизации. Что может быть круче, чем на крышу дома повесить парочку металлических мисок, а над ними поставить пластиковую бутылку?
У ларим традиции и культура тоже во многом связаны с крупным рогатым скотом и охотой, скот является и средством обмена, своего рода валютой.
Местное собрание жителей деревни
Поход за водой, с которой здесь есть проблемы. За воду, как и за скот, постоянно идёт конкуренция с другими племенами. В качестве ёмкостей, в которых доставляют воду в деревню, используют современные пластиковые и металлические канистры и банки.
Численность племени ларим относительно небольшая – порядка 25 тысяч человек, при этом в основном люди не умеют ни читать, ни писать.
Народное творчество – стихи, песни – передаётся из уст в уста.
Посмотрите, какая у всех разная по цвету одежда! Сложно найти два наряда, которые были бы сделаны из одной и той же ткани
При этом, понятное дело, саму ткань сюда привозят
А это уже местная промышленность. Молоть зерно, как и тысячи лет назад, приходится камнями. Единственное, что выдаёт на этой фотографии сегодняшний день – это одежда и металлическая посуда.
Традиционные миски тоже есть, делают их из местных плодов растений.
Закат в бескрайней Африке!
Дети впервые в жизни смотрят мультик. Понятное дело, что они не понимали языка, но сам мультик их впечатлил, показ вызвал настоящий фурор. Ни телевизора, ни электричества, ни тем более интернета здесь, как уже говорил, нет.
Больница! Расположена она в 50 километрах от деревни, в которой мы были. Разные европейские благотворительные фонды здесь периодически строят поликлиники, открывают источники воды. Больница эта, конечно, не совсем в нашем понимании слова.
Примерно так выглядит палата. Это тот самый парень, которого мы привезли после огнестрельного ранения и которого приехали навестить на следующий день. Лежал он под открытым небом под деревом, рядом – канистра с водой и мешочек с какими-то таблеточками.
По пути встретили пастухов. Выглядят они примерно так, с автоматами на плече:
На проезжающие мимо машины смотрят очень настороженно и, похоже, готовы начать в любой момент отстреливаться от своих племенных врагов. Африка!
Сегодня хочу показать вам племя ларим, также известное как бойа, представители которого, боюсь, не оценят ваши рассказы об экологических проблемах, грязном воздухе, о закрытых границах из-за коронавируса или слишком старом айфоне, поскольку у них заботы несколько другие. Это, возможно, из России может показаться, что коренные народы только и делают, что лежат под пальмами и ждут, пока им на голову не начнут падать кокосы. На самом деле все гораздо сложнее.
С одной стороны, здесь первобытный уклад жизни, необычная культура, яркие ткани, украшения и не изменившаяся за тысячелетия архитектура. С другой стороны, много оружия и войны с соседними племенами за скот, воду и пастбища, которые продолжаются по сей день. Здесь даже пастухи ходят с автоматами Калашникова на плече! И всё это на фоне невероятной африканской природы.
Но давайте обо всём по порядку.
Племя ларим населяет горную область к северо-западу от города Капоэта, в аэропорту которого меня как раз и задержали. Ларим можно назвать одним из самых самобытных племён Южного Судана. Основным видом деятельности людей до сих пор является скотоводство и земледелие, здесь выращивают такие культуры, как сорго и кукуруза.
1. Стоит сразу заметить, что добраться до многих африканских племен не так просто. Приходится часами ехать на медленной скорости по грунтовым дорогам, чтобы увидеть жизнь традиционных поселений. Зато по пути можно насладиться невероятными видами Африки. Мы ехали на нескольких машинах и, помимо охраны, везли с собой разные подарки: мыло, масло, сахар. Лекарства и базовые продукты – это именно то, что здесь ценится больше всего.
2. Зачем нужна охрана? Дело в том, что, несмотря на прекрасные кактусы вокруг и кажущиеся мирными пейзажи, не стоит забывать об одной из главных проблем первобытной Африки – до сегодняшнего дня племена продолжают войны между собой, впрочем, поговорим об этом чуть позже.
3. Это традиционное поселение ларим, где каждая группа домиков – это отдельная семья. В свою очередь, вместе они объединяются в деревни, раскиданные здесь повсюду. Все жители в деревне в той или иной степени являются друг другу родственниками.
4. Наша охрана
5. Нас прибежала встречать местная детвора
6. Поскольку мужчины ушли пасти скот, в деревне остались в основном женщины и дети.
8. Земля покрыта очень жёсткими колючками, по которым с непривычки очень сложно ходить, чтобы не расцарапать ноги в кровь. При этом, что интересно, местные, включая детей, спокойно ходят босиком, словно не замечая их. Честно, мне до сих пор не совсем понятно, как можно привыкнуть к этим жёстким колючкам настолько, чтобы ходить по ним без обуви.
9. Обратите внимание, что народ здесь одет необычайно стильно, несмотря на то, что они ведут в общем-то первобытный образ жизни. Женщины очень любят разного рода бусы, украшения и яркие ткани, на которые они и спускают свои деньги, если выбираются в город. Подобная одежда – один из признаков престижа у местных.
10. Украшения и ткани можно встретить самых разных цветов и их комбинаций. Видно, что люди действительно этим очень увлекаются.
11. Ещё местные очень любят украшать себя шрамами, оставляя на руках и на лбу целые рисунки. Шрамы начинают делать уже с детского возраста, причем каждый – произведение искусства. Никакого сакрального смысла в шрамировании нет – своего рода аналог татуировкам, которые на тёмной коже попросту не видны.
12. Шрамированием при этом увлекаются практически все. В основном это женщины, которые наносят на тело разные геометрические узоры. Но и мужчины часто наносят шрамы, символизирующие убитых врагов. Чем рельефнее шрамы, тем это считается круче, поэтому многие загоняют под кожу разные шипы от растений, чтобы шрамы были объёмнее.
13. Как вы понимаете, шрамирование проводится с помощью общих ножей и лезвий, которые, естественно, стерильными назвать можно только с большой натяжкой. Это уже приводило к нескольким вспышкам гепатита, в некоторых племенах фиксировались случаи передачи ВИЧ через орудия для нанесения шрамов. Но заветы предков и традиции для народа важнее, чем опасность для здоровья.
14. Многие дети тоже одеты в яркую одежду. Одно из развлечений – сидение у костра.
15. Пока я был среди ларим, ранили одного из мальчишек во время нападения на деревню. Нас попросили отвезти его в больницу.
16. Давайте немного расскажу про конфликты, которые здесь регулярно происходят. Важно заметить, что оружие есть не только у наших охранников, но и у местных.
17. На территории Южного Судана и сопредельных с ним государств – Кении и Эфиопии – проживает множество племён: топоса, мундари, лотуко, джие, динка и многие другие, и между ними постоянно возникают вооружённые конфликты. Воюют в основном племена за источники воды, за скот и пастбища. И проблема усугубляется тем, что проходят эти войны здесь достаточно ожесточенно, поскольку сохранилось много оружия со времён гражданской войны, которая в общей сложности длилась почти 30 лет с перерывами, а последние военные действия закончились лишь в прошлом году. Кроме того, практикуется кровная месть. Одно племя подстрелило пастуха соседнего племени – те вернутся через какое-то время в деревню и подстрелят кого-нибудь в ответ.
18. Разоружить их тоже не могут, поскольку, во-первых, до проблемы никому нет особого дела, во-вторых, как уже сказал, рядом находятся такие же племена в соседних государствах, и если, например, разоружить только тех, кто проживает в Южном Судане, придут их соседи и всех постреляют. В итоге здесь в прямом смысле можно встретить пастуха с автоматом Калашникова на плече.
. Набеги очень часто совершаются на сами деревни, когда почти все мужчины на пастбище.
Обратите внимание на двойные резиновые сапоги – это не дань местной моде, а способ защититься от тех самых противных колючек.
А вот это уже ближе к моде. Как вам стиль "Ларим-2021"? Погоны из зубной пасты и вставленный в волосы гребень!
Погремушки на ногах ребёнка, видимо, чтобы далеко не убежал?
. Оружие
И ещё оружие
5. Очень много оружия!
Здесь нет телефонов, нет электричества, зато почти у каждого есть автомат и рожок с патронами.
. Снова двойная обувь для защиты от колючек
Местные старики ходят вот с такими крутыми палками
. Кроме привычных автоматов здесь еще используют стрелы, причём они очень острые и ими тоже спокойно можно убить человека.
Давайте немного поговорим про архитектуру. Представители племени ларим слывут среди других племён отличными архитекторами! Здесь, конечно, важно понимать, что люди ведут первобытный образ жизни, и строят в основном небольшие постройки. В домах нет ни искусственного освещения, ни телевизоров, ни телефонов. Единственное, что можно встретить из современного – автоматы.
Постройки делают из того, что рядом растёт – солома, кусты, деревья. Стены в основном из глины. Огораживают дома забором, который сделан примерно из тех же материалов, что и сами постройки.
Здесь хорошо видно, как выглядит двор, где живет одна семья. Постройка, где горит маленький огонёк, – кухня. Обязательно есть отдельное пространство для скота, Ну и, наконец, сам дом, где живут люди.
На общем фоне поселения выглядят очень самобытно. Сложно представить, что сегодня можно приехать и посмотреть, как жили люди, скажем, несколько тысячелетий назад. И природа вокруг, которая практически не тронута человеком.
Около каждого дома стоит палка с ветками – своеобразный "шкаф" с крючками для вещей. На эту палку вешают пакеты, сумки, одежду, обувь, разные ковшики. Её можно заметить у каждого жилого дома.
Солому, из которой делают крыши домов, приходится менять раз в несколько лет, иначе она начинает гнить. Стены, в свою очередь, сделаны из дерева и глины, и их тоже нужно постоянно обновлять.
. Вот, например, здесь женщина занимается приведением дома в порядок, обновляя стену.
В качестве украшений дома часто можно увидеть остатки цивилизации. Что может быть круче, чем на крышу дома повесить парочку металлических мисок, а над ними поставить пластиковую бутылку?
У ларим традиции и культура тоже во многом связаны с крупным рогатым скотом и охотой, скот является и средством обмена, своего рода валютой.
Местное собрание жителей деревни
Поход за водой, с которой здесь есть проблемы. За воду, как и за скот, постоянно идёт конкуренция с другими племенами. В качестве ёмкостей, в которых доставляют воду в деревню, используют современные пластиковые и металлические канистры и банки.
Численность племени ларим относительно небольшая – порядка 25 тысяч человек, при этом в основном люди не умеют ни читать, ни писать.
Народное творчество – стихи, песни – передаётся из уст в уста.
Посмотрите, какая у всех разная по цвету одежда! Сложно найти два наряда, которые были бы сделаны из одной и той же ткани
При этом, понятное дело, саму ткань сюда привозят
А это уже местная промышленность. Молоть зерно, как и тысячи лет назад, приходится камнями. Единственное, что выдаёт на этой фотографии сегодняшний день – это одежда и металлическая посуда.
Традиционные миски тоже есть, делают их из местных плодов растений.
Закат в бескрайней Африке!
Дети впервые в жизни смотрят мультик. Понятное дело, что они не понимали языка, но сам мультик их впечатлил, показ вызвал настоящий фурор. Ни телевизора, ни электричества, ни тем более интернета здесь, как уже говорил, нет.
Больница! Расположена она в 50 километрах от деревни, в которой мы были. Разные европейские благотворительные фонды здесь периодически строят поликлиники, открывают источники воды. Больница эта, конечно, не совсем в нашем понимании слова.
Примерно так выглядит палата. Это тот самый парень, которого мы привезли после огнестрельного ранения и которого приехали навестить на следующий день. Лежал он под открытым небом под деревом, рядом – канистра с водой и мешочек с какими-то таблеточками.
По пути встретили пастухов. Выглядят они примерно так, с автоматами на плече:
На проезжающие мимо машины смотрят очень настороженно и, похоже, готовы начать в любой момент отстреливаться от своих племенных врагов. Африка!
путешествия племена