То ли лыжи не едут… Как провалились советские аэросани «Север-2»
2020-06-05 10:05:02
Идея на рубль, удар на копейку.
ОКБ Камова разрабатывало не только вертолеты, но и аэросани
Первый советский послевоенный легковой автомобиль «Победа» ГАЗ-М20 мощностью не отличался. Его двигатель развивал всего около 50 л.с., а до 100 км/ч машина разгонялась непозволительно долго — 46 секунд. Даже версия «Победы» для КГБ c 90-сильным мотором от ЗИМа не впечатляла динамикой. Полминуты до сотни — только и всего.
Однако уже в конце 50-х появилась «Победа», двигатель которой выдавал аж 260 л.с.! Правда, это была уже не совсем «Победа», а построенные на ее базе аэросани «Север-2» — транспортное средство с пропеллером для передвижения по льду и снегу.
Синий цвет «Северу-2» к лицу. Сливается с губами водителя во время эксплуатации
Аэросани — незаменимая штука для районов дальнего Севера: почта, скорая помощь, пассажирские перевозки. Они должны были безотказно работать при температуре минус 40 и ниже, спокойно проезжать по глубокому снегу и торосистому льду, где обычные автомобили бессильны.
«Север-2», созданный в конструкторском бюро Камова, более известного нам своими вертолетами, построили на шасси легковушки из соображений практического толка. Переоборудовать готовую машину в аэросани казалось более простым решением, чем создавать новую конструкцию с нуля.
260-сильный радиальный двигатель АИ-14 ставился на учебные самолеты и легкие вертолеты
Действительно, чего сложного?! Берешь кузов «Победы», обуваешь его в лыжи, приделываешь радиальный агрегатированный с пропеллером мотор АИ-14 мощностью 260 л.с., добавляешь автономный отопитель в салон и все — принимай, Родина, новые аэросани! После серии недолгих испытаний опытную партию примерно из сотни аэросаней «Север-2» отправили работать на настоящий Север. Вот тут-то и оказалось, что все не так просто.
Более-менее сносно аэросани на базе «Победы» ездили только по ровным участкам. Несущая конструкция кузова ГАЗ-М20 оказалась совершенно не приспособленной к эксплуатации на неровном льду. Странно, но в ОКБ Камова почему-то забыли: динамические нагрузки, которые передаются на фюзеляж аэросаней на снеголедяных трассах, минимум в пять раз превышают те, что кузов легковушки воспринимает на обычной дороге.
Помимо катастрофических проблем с жесткостью кузова, жалобы поступали на тесноту в салоне, низкую полезную нагрузку и общую ненадежность конструкции. В итоге доводить до ума «Север-2» не стали. Посчитали, что проще, учтя все недочеты, разработать новые аэросани. Ими и стали во всех смыслах более удачные КА-30.
Ну а «Север-2» так и остался памятником спешке и недальновидности. Красивая и необычная, но по сути своей бесполезная конструкция.
Максимальная скорость, которую мог развить «Север-2», составляла порядка 70 км/ч. Запас хода — не меньше 350 км
ОКБ Камова разрабатывало не только вертолеты, но и аэросани
Первый советский послевоенный легковой автомобиль «Победа» ГАЗ-М20 мощностью не отличался. Его двигатель развивал всего около 50 л.с., а до 100 км/ч машина разгонялась непозволительно долго — 46 секунд. Даже версия «Победы» для КГБ c 90-сильным мотором от ЗИМа не впечатляла динамикой. Полминуты до сотни — только и всего.
Однако уже в конце 50-х появилась «Победа», двигатель которой выдавал аж 260 л.с.! Правда, это была уже не совсем «Победа», а построенные на ее базе аэросани «Север-2» — транспортное средство с пропеллером для передвижения по льду и снегу.
Синий цвет «Северу-2» к лицу. Сливается с губами водителя во время эксплуатации
Аэросани — незаменимая штука для районов дальнего Севера: почта, скорая помощь, пассажирские перевозки. Они должны были безотказно работать при температуре минус 40 и ниже, спокойно проезжать по глубокому снегу и торосистому льду, где обычные автомобили бессильны.
«Север-2», созданный в конструкторском бюро Камова, более известного нам своими вертолетами, построили на шасси легковушки из соображений практического толка. Переоборудовать готовую машину в аэросани казалось более простым решением, чем создавать новую конструкцию с нуля.
260-сильный радиальный двигатель АИ-14 ставился на учебные самолеты и легкие вертолеты
Действительно, чего сложного?! Берешь кузов «Победы», обуваешь его в лыжи, приделываешь радиальный агрегатированный с пропеллером мотор АИ-14 мощностью 260 л.с., добавляешь автономный отопитель в салон и все — принимай, Родина, новые аэросани! После серии недолгих испытаний опытную партию примерно из сотни аэросаней «Север-2» отправили работать на настоящий Север. Вот тут-то и оказалось, что все не так просто.
Более-менее сносно аэросани на базе «Победы» ездили только по ровным участкам. Несущая конструкция кузова ГАЗ-М20 оказалась совершенно не приспособленной к эксплуатации на неровном льду. Странно, но в ОКБ Камова почему-то забыли: динамические нагрузки, которые передаются на фюзеляж аэросаней на снеголедяных трассах, минимум в пять раз превышают те, что кузов легковушки воспринимает на обычной дороге.
Помимо катастрофических проблем с жесткостью кузова, жалобы поступали на тесноту в салоне, низкую полезную нагрузку и общую ненадежность конструкции. В итоге доводить до ума «Север-2» не стали. Посчитали, что проще, учтя все недочеты, разработать новые аэросани. Ими и стали во всех смыслах более удачные КА-30.
Ну а «Север-2» так и остался памятником спешке и недальновидности. Красивая и необычная, но по сути своей бесполезная конструкция.
Максимальная скорость, которую мог развить «Север-2», составляла порядка 70 км/ч. Запас хода — не меньше 350 км
авто ссср