2A или 30C: в какой части самолета больше шансов выжить
2020-03-09 10:05:06
В 2012 году сразу несколько английских и американских телеканалов организовали невероятно дорогой и сложный эксперимент, проведенный командой ученых и опытнейших пилотов в мексиканской пустыне Сонора. Такого не делал никто до и после. Если коротко, то исследователи в прямом смысле жестко посадили полностью работоспособный Boeing 727.
Уникальный краш-тест
Конечно, на борту того лайнера не было людей, и даже три члена экипажа (первый пилот Джим-Боб Слокам, второй пилот Билл Уорлик и бортинженер Джерри Деари) за четыре минуты до падения эвакуировались с борта. Зато салон многострадального Boeing был напичкан камерами, датчиками и манекенами. Подготовка к эксперименту заняла почти четыре года, а общий бюджет перевалил за отметку в два миллиона долларов.
Boeing 727, аналогичный тому, что разбили в мексиканской пустыне
Цель продюсеры поставили вполне конкретную: выяснить, что происходит с самолетом в процессе жесткой посадки, и есть ли шансы при этом выжить. И хоть многое в день эксперимента пошло не по плану, в частности, вертикальная скорость оказалась ниже на 2,54 м/с, полученные результаты все же стоили затраченных усилий — самолет разбился не зря.
Ученые выяснили, что в группе смертельного риска пассажиры, сидящие спереди: они погибли бы в результате механических повреждений и перегрузок, превышающих 12 g. Пассажиры в районе крыла получили бы серьезные, но не смертельные травмы. Но подобные травмы могли ограничить их способность к передвижению, что в случае пожара на борту могло стать фатальным фактором. Манекены, помещенные в крайних пяти рядах хвостовой части, остались практически неповрежденными.
Статистика
Другое, менее массовое и затратное, но не менее полезное исследование провел Национальный совет по безопасности на транспорте в США. Сотрудники ведомства собрали абсолютно все аварии пассажирских воздушных судов в Северной Америке, в которых были пострадавшие и погибшие. Статистика опять оказалась на стороне самых нелюбимых мест: шансы выжить у пассажиров в хвосте самолета до 70%. Седокам в средней части салона везет меньше — процент выживаемости колеблется около значения в 50%. Самые дорогие и комфортные места в бизнес-классе еще и самые смертельно опасные: шансы выжить тут менее 40%.
В целом, ничего нового, цифры исследование легко объясняются. Ведь как правило, при аварии самолет первым делом ударяется передней частью. Даже при относительно пологом падении во время краш-теста в Мексике от удара переднюю часть Boeing просто оторвало, а одно из кресел бизнес-класса и вовсе выпало из самолета.
Другое исследование провели ученые из Университета Гринвича по заказу Управления гражданской авиации Великобритании. Были детально изучены более сотни смертельных случаев и опрошены две тысячи выживших в авиакатастрофах на территории Великобритании. Результаты показали, что самые безопасные места в проходе и не далее пяти рядов от аварийного выхода, так как при пожаре на эвакуацию из салона самолета в среднем отводится порядка двух минут. Пассажирам, сидящим у окна, выбраться сложнее всего, как правило они погибали от отравления угарным газом.
Следуйте инструкции
Практически никто не обращает внимания на демонстрацию аварийно-спасательного оборудования перед взлетом, и очень зря. Эксперимент по управляемому крушению Boeing позволил сделать еще несколько полезных выводов. У манекенов, которые не были пристегнуты, зафиксировали куда более серьезные травмы. А у тех, что не находились во время падения в рекомендуемой безопасной позе (пригнувшись к коленям и обхватив голову руками), целый букет увечий: черепно-мозговая травма от удара о спинку впереди стоящего кресла, компрессионный перелом позвоночника и перелом шеи.
Уникальный краш-тест
Конечно, на борту того лайнера не было людей, и даже три члена экипажа (первый пилот Джим-Боб Слокам, второй пилот Билл Уорлик и бортинженер Джерри Деари) за четыре минуты до падения эвакуировались с борта. Зато салон многострадального Boeing был напичкан камерами, датчиками и манекенами. Подготовка к эксперименту заняла почти четыре года, а общий бюджет перевалил за отметку в два миллиона долларов.
Boeing 727, аналогичный тому, что разбили в мексиканской пустыне
Цель продюсеры поставили вполне конкретную: выяснить, что происходит с самолетом в процессе жесткой посадки, и есть ли шансы при этом выжить. И хоть многое в день эксперимента пошло не по плану, в частности, вертикальная скорость оказалась ниже на 2,54 м/с, полученные результаты все же стоили затраченных усилий — самолет разбился не зря.
Ученые выяснили, что в группе смертельного риска пассажиры, сидящие спереди: они погибли бы в результате механических повреждений и перегрузок, превышающих 12 g. Пассажиры в районе крыла получили бы серьезные, но не смертельные травмы. Но подобные травмы могли ограничить их способность к передвижению, что в случае пожара на борту могло стать фатальным фактором. Манекены, помещенные в крайних пяти рядах хвостовой части, остались практически неповрежденными.
Статистика
Другое, менее массовое и затратное, но не менее полезное исследование провел Национальный совет по безопасности на транспорте в США. Сотрудники ведомства собрали абсолютно все аварии пассажирских воздушных судов в Северной Америке, в которых были пострадавшие и погибшие. Статистика опять оказалась на стороне самых нелюбимых мест: шансы выжить у пассажиров в хвосте самолета до 70%. Седокам в средней части салона везет меньше — процент выживаемости колеблется около значения в 50%. Самые дорогие и комфортные места в бизнес-классе еще и самые смертельно опасные: шансы выжить тут менее 40%.
В целом, ничего нового, цифры исследование легко объясняются. Ведь как правило, при аварии самолет первым делом ударяется передней частью. Даже при относительно пологом падении во время краш-теста в Мексике от удара переднюю часть Boeing просто оторвало, а одно из кресел бизнес-класса и вовсе выпало из самолета.
Другое исследование провели ученые из Университета Гринвича по заказу Управления гражданской авиации Великобритании. Были детально изучены более сотни смертельных случаев и опрошены две тысячи выживших в авиакатастрофах на территории Великобритании. Результаты показали, что самые безопасные места в проходе и не далее пяти рядов от аварийного выхода, так как при пожаре на эвакуацию из салона самолета в среднем отводится порядка двух минут. Пассажирам, сидящим у окна, выбраться сложнее всего, как правило они погибали от отравления угарным газом.
Следуйте инструкции
Практически никто не обращает внимания на демонстрацию аварийно-спасательного оборудования перед взлетом, и очень зря. Эксперимент по управляемому крушению Boeing позволил сделать еще несколько полезных выводов. У манекенов, которые не были пристегнуты, зафиксировали куда более серьезные травмы. А у тех, что не находились во время падения в рекомендуемой безопасной позе (пригнувшись к коленям и обхватив голову руками), целый букет увечий: черепно-мозговая травма от удара о спинку впереди стоящего кресла, компрессионный перелом позвоночника и перелом шеи.
самолеты