Ровно 70 лет назад в Москве был открыт последний участок Кольцевой линии метро
2024-03-14 12:35:08
Согласно легенде, Кольцевая линия метро обязана своим существованием сталинской любви к чаю. Якобы Сталину принесли на подпись план развития метрополитена. Он в этот момент пил чай (по другой версии — кофе, хотя кофе он как раз не любил и пил редко) и поставил на бумаги чашку. От этой самой чашки в центре плана образовался темный круг. План с этим кругом в центре Сталин и подписал.
В реальности все было проще и куда более рационально. Когда в 1938 году в строй ввели вторую линию московского метро (участок зеленой ветки от станции «Сокол» до «Площади Свердлова», нынешней «Театральной»), стало понятно, что в стремительно растущей столице все центральные пересадки очень скоро превратятся в натуральный ад. Тогда и было принято решение строить пересадочное кольцо. Правда, поначалу кольцо хотели заложить гораздо дальше от центра. Но в военном 1943 году центральные пересадки уже были сильно перегружены, и диаметр кольца решили радикально сузить до примерного следования по Садовому кольцу.
Кольцевую линию начали строить сразу после войны самыми ударными темпами. Первую очередь сдали в 1950 году. Она соединила Крымскую площадь у «Парка культуры» и Курский вокзал. Станции выходили на все главные площади этого района — Калужскую (ныне Октябрьскую), Серпуховскую, Павелецкую и Таганскую. Второй участок, пущенный в 1952 году, связал ключевые транспортные узлы за пределами Садового кольца: «Комсомольская», «Проспект Мира», «Новослободская», «Белорусская». И, наконец, третья очередь кольца была сдана в эксплуатацию 14 марта 1954 года. Она включала в себя участок от «Белорусской» до «Парка культуры». Кольцо замкнулось.
Как и планировалось, все 12 станций Кольцевой линии сейчас пересадочные. Последнюю пересадку, связавшую станции «Новослободская» и «Менделеевская», достроили в 1988 году. Кроме того, кольцо включает в себя семь из девяти московских вокзалов, что делает его продолжением общероссийской транспортной сети.
Все станции кольца — величественные памятники сталинского ампира и гимн народу-победителю. Станция «Калужская» (ныне «Октябрьская») славит победу в Великой Отечественной войне и историю России. «Добрынинская» воспевает величие русского зодчества. «Павелецкая» посвящена Волге и ее хлеборобам. «Таганская» рассказывает о воинской славе. «Курская» — гимн нашему Черноземью. «Проспект Мира» — песнь об успехах сельского хозяйства. «Новослободская» — станция-грот, ее витражи рассказывают о красоте русской культуры. «Белорусская» и «Киевская» посвящены славянским народам. «Краснопресненская» рассказывает историю двух революций — 1905 и 1917 годов. «Парк культуры» демонстрирует разнообразие форм культурного отдыха советского человека.
Но главная и самая грандиозная станция московского кольца, конечно, «Комсомольская». Диаметр ее центрального зала составляет 11,5 метра — самый большой на всем кольце. Проект готовил Алексей Щусев — создатель Мавзолея Ленина и множества русских храмов (в том числе и шедевра модерна — собора Марфо-Мариинской обители на Ордынке). Вся станция, включая лепнину и огромные мозаичные панно, выполнена в стиле русского барокко XVIII века. Автором монументальных панно стал Павел Корин (он же автор витражей на «Новослободской»). Интересно, что конкретные темы для панно были взяты из речи Сталина на параде 7 ноября 1941 года на Красной площади. Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов — всех этих полководцев упоминал Сталин. Они-то и изображены на пяти панно. Однако кроме них было еще три: собственно парад 7 ноября 1941 года, взятие Рейхстага и парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. На всех трех панно был изображен Сталин. После ХХ съезда партии и разоблачения культа личности его присутствие в метро стало вызывать вопросы, мозаики пришлось переделывать. Парад 7 ноября 1941 года претерпел самые большие изменения. Вместо Сталина на трибуне выложили Ленина, а солдат Великой Отечественной переделали в красноармейцев Гражданской войны. В картине парада Победы 1945 года вместе со Сталиным убрали всех членов ЦК партии, заменив на аллегорическую Родину-мать.
Работы шли по ночам с 1961 по 1964 год. Такой же переделке подверглись и многие другие изображения Сталина в метро. Многие росписи и панно были просто заштукатурены. Существует легенда, что в трудные исторические моменты штукатурка отваливается и в разных местах Кольцевой линии проступает профиль Сталина. Совсем недавно, например, он снова показался на «Павелецкой».
Вечером, когда пассажирский поток уменьшается, на станциях московского кольца можно увидеть множество туристических групп с гидами и флажками разных стран. Эта линия вот уже 70 лет исправно выполняет функцию самого наглядного аргумента в пользу тезиса о величии России.
В реальности все было проще и куда более рационально. Когда в 1938 году в строй ввели вторую линию московского метро (участок зеленой ветки от станции «Сокол» до «Площади Свердлова», нынешней «Театральной»), стало понятно, что в стремительно растущей столице все центральные пересадки очень скоро превратятся в натуральный ад. Тогда и было принято решение строить пересадочное кольцо. Правда, поначалу кольцо хотели заложить гораздо дальше от центра. Но в военном 1943 году центральные пересадки уже были сильно перегружены, и диаметр кольца решили радикально сузить до примерного следования по Садовому кольцу.
Кольцевую линию начали строить сразу после войны самыми ударными темпами. Первую очередь сдали в 1950 году. Она соединила Крымскую площадь у «Парка культуры» и Курский вокзал. Станции выходили на все главные площади этого района — Калужскую (ныне Октябрьскую), Серпуховскую, Павелецкую и Таганскую. Второй участок, пущенный в 1952 году, связал ключевые транспортные узлы за пределами Садового кольца: «Комсомольская», «Проспект Мира», «Новослободская», «Белорусская». И, наконец, третья очередь кольца была сдана в эксплуатацию 14 марта 1954 года. Она включала в себя участок от «Белорусской» до «Парка культуры». Кольцо замкнулось.
Как и планировалось, все 12 станций Кольцевой линии сейчас пересадочные. Последнюю пересадку, связавшую станции «Новослободская» и «Менделеевская», достроили в 1988 году. Кроме того, кольцо включает в себя семь из девяти московских вокзалов, что делает его продолжением общероссийской транспортной сети.
Все станции кольца — величественные памятники сталинского ампира и гимн народу-победителю. Станция «Калужская» (ныне «Октябрьская») славит победу в Великой Отечественной войне и историю России. «Добрынинская» воспевает величие русского зодчества. «Павелецкая» посвящена Волге и ее хлеборобам. «Таганская» рассказывает о воинской славе. «Курская» — гимн нашему Черноземью. «Проспект Мира» — песнь об успехах сельского хозяйства. «Новослободская» — станция-грот, ее витражи рассказывают о красоте русской культуры. «Белорусская» и «Киевская» посвящены славянским народам. «Краснопресненская» рассказывает историю двух революций — 1905 и 1917 годов. «Парк культуры» демонстрирует разнообразие форм культурного отдыха советского человека.
Но главная и самая грандиозная станция московского кольца, конечно, «Комсомольская». Диаметр ее центрального зала составляет 11,5 метра — самый большой на всем кольце. Проект готовил Алексей Щусев — создатель Мавзолея Ленина и множества русских храмов (в том числе и шедевра модерна — собора Марфо-Мариинской обители на Ордынке). Вся станция, включая лепнину и огромные мозаичные панно, выполнена в стиле русского барокко XVIII века. Автором монументальных панно стал Павел Корин (он же автор витражей на «Новослободской»). Интересно, что конкретные темы для панно были взяты из речи Сталина на параде 7 ноября 1941 года на Красной площади. Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов — всех этих полководцев упоминал Сталин. Они-то и изображены на пяти панно. Однако кроме них было еще три: собственно парад 7 ноября 1941 года, взятие Рейхстага и парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. На всех трех панно был изображен Сталин. После ХХ съезда партии и разоблачения культа личности его присутствие в метро стало вызывать вопросы, мозаики пришлось переделывать. Парад 7 ноября 1941 года претерпел самые большие изменения. Вместо Сталина на трибуне выложили Ленина, а солдат Великой Отечественной переделали в красноармейцев Гражданской войны. В картине парада Победы 1945 года вместе со Сталиным убрали всех членов ЦК партии, заменив на аллегорическую Родину-мать.
Работы шли по ночам с 1961 по 1964 год. Такой же переделке подверглись и многие другие изображения Сталина в метро. Многие росписи и панно были просто заштукатурены. Существует легенда, что в трудные исторические моменты штукатурка отваливается и в разных местах Кольцевой линии проступает профиль Сталина. Совсем недавно, например, он снова показался на «Павелецкой».
Вечером, когда пассажирский поток уменьшается, на станциях московского кольца можно увидеть множество туристических групп с гидами и флажками разных стран. Эта линия вот уже 70 лет исправно выполняет функцию самого наглядного аргумента в пользу тезиса о величии России.
метро политики