Ровно 90 лет назад был утвержден Генеральный план развития и реконструкции Москвы
2025-07-10 19:05:06

Сталинский генплан был утвержден 10 июля 1935 года. В 1918-м Москва вновь стала столицей, теперь уже первого в мире социалистического государства, и начался поиск ее нового образа. Разработанный архитекторами Сергеем Семеновым и Сергеем Чернышевым план парадоксальным образом был одновременно и традиционен, и радикален.

Традиционная для Москвы радиально-кольцевая структура не просто сохранялась, но и развивалась. Существовавшие улицы расширялись, пробивались новые. Бульварное кольцо должно было замыкаться через Замоскворечье, создавались два новых кольца — Новое Бульварное и Парковое, частично совпадавшие с бывшими Камер-Коллежскими валами.
Радикальность же заключалась в том, что городу задавался совершенно новый масштаб. Генплан не просто определял, что и как конкретно строить, но и задавал некий эталон. Малоэтажная историческая застройка признавалась малоценной, от нее планировалось полностью избавиться. На смену ей приходили высокие дома с характерными фасадами (та самая сталинская архитектура). Вместо узких переулков — торжественные широкие улицы и проспекты, вместо затесненных площадей — большие городские площади. Все это больше подходило не для повседневной жизни, а для проведения парадов. Тверская (тогда Горького), Кутузовский, Ленинский, проспект Мира — все это генплан 1935-го.
Впрочем, это не был план, созданный с чистого листа. Он собирал многие идеи, уже начавшие реализовываться к тому моменту, в единую систему. Это, например, обводнение Москвы — строительство канала Москва — Волга, создание новых набережных и мостов. Или метрополитен, первая линия которого открылась в том же 1935 году. Метро должно было стать основным транспортом Москвы вместо трамвая. Ну и, конечно, Дворец Советов на месте храма Христа Спасителя. Здание высотой 500 метров должно было стать главным сооружением Москвы и всего социалистического мира, именно на него во многом ориентировалась новая застройка и планировка города. Например, аллея Славы в Лужниках — это след непостроенного проспекта от Дворца Советов. Проспект должен был пройти через Пречистенку и Большую Пироговскую улицы и через реку выйти на современный Мичуринский проспект. Или правое крыло здания МИДа — оно стоит на так и не построенной улице, которая должна была соединить Смоленскую площадь и Дворец Советов. Вообще подобных следов в городе много — одиноко стоящий сталинский дом нередко можно увидеть на пересечении так и не созданных улиц.
Реализация генплана была рассчитана на 10 лет, что было, скорее всего, нереалистичной задачей. Москву планировалось расширить в 2,5 раза, прежде всего в юго-западном направлении, при этом население увеличилось бы всего в 1,5 раза — с 3,5 млн до 5 млн человек.
После войны реализация основных идей генплана продолжилась, впрочем, строительство Дворца Советов совсем затормозилось. В его «поддержку» было начато возведение восьми высотных зданий, одно из которых — в Зарядье — так и не было построено.
Казалось бы, со смертью Сталина и резким поворотом Хрущева от реализации индивидуальных проектов к индустриальной застройке генплан 1935 года должен был окончательно кануть в Лету. Но многие планировочные идеи оказались востребованными, что в том или ином виде реализуется даже до сих пор. Одна из главных идей генплана — развитие города на юго-запад — получила продолжение при Хрущеве. Так, долгое время не было технической возможности построить мост с низкого левого берега Москвы-реки на высокий правый, из-за чего не удавалось связать юго-восточную часть города за Ленинскими (Воробьевыми) горами с историческим центром. Но в 1959 году решение наконец было найдено — берега Москвы-реки соединил Лужнецкий метромост. Расположенный высоко над рекой, с автомобильным движением на верхнем ярусе и станцией метро в нижнем, мост, конечно, относился уже к эпохе оттепели.
Новый Арбат тоже проект из генплана 1935-го. Новая трасса от Арбатской площади до Дорогомиловской заставы должна была стать дублером узкого Арбата, Смоленской и Дорогомиловской улиц, обеспечив новый, более прямой, а значит, быстрый путь на запад города. Сергей Чернышев лично разрабатывал проект этой магистрали, названной проспектом Конституции — торжественные сталинские дома украшали обелиски, посвященные Конституции 1936 года. Но пробивку и застройку проспекта начали уже при Хрущеве, а собственно строительство зданий завершили при Брежневе.
А вот так и не построенное Новое Бульварное кольцо, кажется, бесконечный ресурс для самых разных идей. При Брежневе пробитый участок кольца — Украинский бульвар — превратили в сквер. При Лужкове по трассе кольца поставили два пешеходных моста — Андреевский и Богдана Хмельницкого. А уже в этом году предложили соединить улицу 1905 года и тот же Украинский бульвар (впрочем, не пешеходную часть) автомобильным мостом. Ровно так, как это и было предусмотрено в генплане 1935 года.
разное